Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 марта 2004 г. N А21-6580/03-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В., Троицкой Н.В.,
рассмотрев 09.03.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Калининградской области на определение Арбитражного суда Калининградской области от 02.12.03 по делу N А21-6580/03-С1,
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Калининградской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с войсковой части N 01907 (далее - войсковая часть) 5000 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несвоевременное представление в налоговый орган сведений о доходах физических лиц.
Определением суда от 02.12.03 производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить определение от 02.12.03 и принять новый судебный акт о взыскании налоговых санкций в полном объеме. По мнению подателя жалобы, войсковая часть создана как учреждение Министерства обороны Российской Федерации, подпадает под признаки юридического лица, указанные в статье 48 и 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поэтому налоговый орган правомерно привлек ее к налоговой ответственности. Инспекция считает, что поскольку ответчик состоит на налоговом учете как юридическое лицо и является самостоятельным налогоплательщиком, это косвенно подтверждает статус юридического лица.
В возражениях от 04.02.04 войсковая часть просит оставить определение суда от 02.12.03 без изменения и указывает на то, что исходя из норм гражданского законодательства она не является юридическим лицом, в связи с чем доводы жалобы несостоятельны.
Стороны о времени месте слушания дела извещены, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность определения суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, войсковая часть 22.04.03 представила в налоговый орган сведения о доходах физических лиц за 2002 год. В результате проведения мероприятий налогового контроля Инспекция приняла решение от 12.05.03 N 28 о привлечении налогового агента к ответственности в виде взыскания 5000 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ за несвоевременное представление названных сведений.
В требовании от 12.05.03 N 229 Инспекция предложила войсковой части уплатить штраф в срок до 29.05.03.
Поскольку ответчик добровольно штраф не уплатил, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговых санкций.
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, исходил из того, что заявителем не представлены доказательства наличия у ответчика статуса юридического лица, и сделал вывод о неподведомственности спора арбитражному суду.
По мнению кассационной инстанции, судом не установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы, изложенные в определении, не основаны на доказательствах.
Согласно положениям подпункта 1 части первой статьи 9 НК РФ участниками правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиками или плательщиками сборов.
Как следует из положений абзаца 2 статьи 2 статьи 11 НК РФ, организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Из материалов дела усматривается, что войсковая часть состоит на налоговом учете и имеет индивидуальный номер налогоплательщика 3916003809/391601001, а также с 22.12.66 зарегистрирован (создан) Генеральным штабом Министерства обороны Российской Федерации, о чем имеются сведения в Едином государственном регистре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (далее - ЕГРПО). По данным ЕГРПО, войсковой части присвоен код ОКОПФ "42" - "унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения".
Как указывает Инспекция, войсковая часть имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, а также самостоятельно исчисляет и уплачивает налоги в бюджет за счет собственных средств.
Суд не сослался на какие-либо доказательства отсутствия у войсковой части статуса юридического лица. Факт отсутствия государственной регистрации ответчика как юридического лица не исключает наличия у него такого статуса, поскольку органы местного самоуправления, органы государственной власти, воинские части и иные субъекты гражданского права создаются на основании распорядительных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и правоспособность их возникает вне зависимости от их государственной регистрации. В период создания войсковой части законодательство не содержало требования о государственной регистрации юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 52 ГК РФ юридические лица, не являющиеся коммерческими организациями, могут действовать и на основании общего положения об организациях данного вида.
К таким организациям следует отнести и органы военного управления, объединений, соединений, воинские части, военные академии, училища, существование которых закреплено Законом Российской Федерации от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне", а их создание осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.94 N 96.10001524
Финансово-хозяйственная деятельность войсковых частей, учреждений и организаций осуществляется в соответствии с действующими нормативными актами Министерства обороны (Положением о войсковом (корабельном) хозяйстве Вооруженных Сил, Положением о финансовом хозяйстве воинской части Советской Армии и Военно-морского флота и другими), из которых следует, что названные организации обладают всеми признаками юридического лица, перечисленными в статье 48 ГК РФ, и могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права.
Возлагая на Инспекцию обязанность доказывания факта наличия у ответчика статуса юридического лица, суд необоснованно освобождает войсковую часть от представления документов, на основании которых она осуществляет свою деятельность.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии у налогового агента статуса юридического лица сделан по неполно выясненным фактическим обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения спора, что является основанием для направления дела на рассмотрение по существу.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, предложить ответчику представить документы, определяющие его статус, основания создания, полномочия командира, сведения о наличии расчетных счетов, имущества, а у заявителя - основания постановки налогового агента на налоговый учет, а затем дать оценку представленным документам и принять решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 3 пункта 1 статьи 287, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Калининградской области от 02.12.03 по делу N А21-6580/03-С1 отменить.
Дело направить в первую инстанцию того же суда для рассмотрения по существу.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 52 ГК РФ юридические лица, не являющиеся коммерческими организациями, могут действовать и на основании общего положения об организациях данного вида.
К таким организациям следует отнести и органы военного управления, объединений, соединений, воинские части, военные академии, училища, существование которых закреплено Законом Российской Федерации от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне", а их создание осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.94 N 96.10001524
Финансово-хозяйственная деятельность войсковых частей, учреждений и организаций осуществляется в соответствии с действующими нормативными актами Министерства обороны (Положением о войсковом (корабельном) хозяйстве Вооруженных Сил, Положением о финансовом хозяйстве воинской части Советской Армии и Военно-морского флота и другими), из которых следует, что названные организации обладают всеми признаками юридического лица, перечисленными в статье 48 ГК РФ, и могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 марта 2004 г. N А21-6580/03-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника