Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 марта 2004 г. N А21-5338/03-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Клириковой Т.В., Кирейковой Г.Г., при участии от ООО "Мостсервис" коммерческого директора Разумова О.В. (доверенность от 29.05.2003) и адвоката Галактионова Е.Б. (доверенность от 31.07.2003),
рассмотрев 15.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду на решение от 22.08.2003 (судья Сергеева И.С.) и постановление апелляционной инстанции от 08.12.2003 (судьи Карамышева Л.П., Мялкина А.В., Шкутко О.Н.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-5338/03-С1,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мостсервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решения комиссии Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району города Калининграда от 28.02.2003 N 40 об отказе Обществу в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за август 2002 года, решения инспекции от 20.06.2003 N 1-25 об отказе в возмещении из бюджета НДС за август и октябрь 2002 года, а также об обязании инспекции возместить из бюджета 409 457 руб. НДС за август 2002 года и 870 605 руб. за октябрь 2002 года (с учетом изменения предмета иска и размера требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району города Калининграда на ее правопреемника - Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду (далее - Инспекция).
Решением суда от 22.08.2003 заявление Общества удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2003 решение суда от 22.08.2003 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права - статей 164, 165, 171, 172 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт. Налоговый орган считает, что Общество не осуществляло реализацию товара на экспорт (условия поставки DAF по Инкотермс 2000); не доказано поступление валютной выручки от иностранного покупателя; в декларациях по НДС по ставке 0% за август 2002 года в вычеты включены 140 869 руб. НДС и за октябрь 2002 года - 502 303 руб. НДС, уплаченного ранее с сумм авансов, поступивших от иностранного покупателя в счет оплаты товара, однако эти суммы НДС Обществом в бюджет фактически не уплачены. Кроме того, не подтверждена оплата поставщикам 268 588 руб. и 368 302 руб. этого налога.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество заключило с польской фирмой "Марк Трейд ЛТД" договор от 04.04.2002 N 72-2002 на поставку фуражного ячменя и фуражной пшеницы.
Названный товар приобретен заявителем у ООО "Пол-Инвест" по договорам от 21.07.2002 N МС-ПОЛ/2002 и от 01.08.2002 б/н ПИ-МОСТ.
Товар отгружен в таможенном режиме экспорта по ГТД N 10413060/220702/0001385 и N 10413020/200902/0002428, на которых имеются отметки российского пограничного таможенного органа "товар вывезен".
Общество представило в Инспекцию уточненные налоговые декларации по НДС по налоговой ставке 0% за август и октябрь 2002 года.
Налоговый орган провел камеральную проверку названных деклараций.
Решением комиссии Инспекции от 28.02.2003 N 40 Обществу отказано в возмещении из бюджета 409 457 руб. НДС за август 2002 года, поскольку в договоре от 04.04.2002 N 72-2002 с иностранным покупателем отсутствуют сведения, кем и какими именно уполномоченными лицами, совершившими эту сделку, он подписан.
Сторонами составлено приложение от 30.06.2002 к названному договору, которыми внесены изменены в договор и указаны наименования должностей, фамилии и полномочия лиц, подписавших договор.
Решением Инспекции от 20.06.2003 N 1-25 Обществу отказано в возмещении из бюджета 409 457 руб. НДС за август 2002 года и 870 605 руб. за октябрь 2002 года, всего отказано в возмещении 1 280 062 руб. НДС. По мнению налогового органа, отсутствует факт экспорта товара, поскольку товар реализован на территории Российской Федерации; не представлены документы, подтверждающие оплату товара поставщику ООО "Пол-Инвест"; не представлены документы, подтверждающие наличие товара на элеваторе и переход права собственности на товар заявителю.
Налогоплательщик не согласился с названными решениями Инспекции и оспорил их в арбитражный суд.
Судебные инстанции удовлетворили требования Общества полностью, и кассационная инстанция считает такое решение правильным.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган);
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.
Согласно статье 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Вычеты сумм налога, предусмотренные настоящим пунктом, и производятся на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 настоящего Кодекса.
Таким образом, право на возмещение из бюджета суммы налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика в случае соблюдения им указанных требований закона. При этом представленные документы должны содержать достоверную информацию.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ в течение трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные инстанции оценили представленные сторонами доказательства.
Как установлено судебными инстанциями, факт экспорта подтверждается ГТД N 10413060/220702/0001385 и N 10413020/200902/0002428, на которых имеются отметки российского пограничного таможенного органа "товар вывезен", а также справками Ростовской таможни. Условия поставки по "Инкотермс-2000" не имеют правового значения при применении статей 164-165 и 176 НК РФ.
Судебными инстанциями установлены поступление валютной выручки от иностранного покупателя, переход права собственности на товар от поставщика заявителю, оплата заявителем товара поставщикам путем зачета встречных обязательств в соответствии с пунктом 2 статьи 167 НК РФ.
Необоснованным является довод Инспекции о том, что в декларациях по НДС по ставке 0% за август 2002 года и за октябрь 2002 года Обществом неправомерно включены в вычеты 140 869 руб. налога и 502 303 руб. налога, исчисленного в предыдущих налоговых периодах с сумм авансов, поступивших от иностранного покупателя в счет оплаты товара, так как эти суммы НДС Обществом в бюджет фактически не уплачены.
Судом апелляционной инстанции установлено, что поступившие в предшествующие налоговые периоды авансовые платежи в счет предстоящих экспортных поставок товаров включены Обществом в соответствии с пунктом 1 статьи 162 НК РФ в базу, облагаемую НДС, что отражено в декларациях по НДС (по внутреннему рынку). Как пояснили представители Общества, налоги по этим декларациям уплачены.
Доказательств обратного инспекция не представила.
Следует признать, что названные суммы налога Общество правомерно в соответствии с пунктом 8 статьи 171 НК РФ включило в вычеты.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального права и основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 22.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 08.12.2003 Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-5338/03-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2004 г. N А21-5338/03-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника