Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 марта 2004 г. N А56-32468/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Клириковой Т.В., Кирейковой Г.Г.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области специалиста 1 категории юридического отдела Лабура А.Е. (доверенность от 31.12.2003 N 33181), от ЗАО "Куусакоски" адвоката Васильевой Н.С. (доверенность от 01.03.2004),
рассмотрев 15.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.11.2003 по делу N А56-32468/03 (судья Семиглазов В.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Куусакоски" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 18.06.2003 N 13-24/15567, а также об обязании налогового органа возместить Обществу из бюджета 1 855 333 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за февраль 2003 года и о взыскании с Инспекции 97 301 руб. 95 коп. процентов (с учетом увеличения размера требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 12.11.2003 заявление Общества удовлетворено полностью.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, поскольку уплата НДС в бюджет поставщиками Общества не подтверждена, не подлежит возмещению из бюджета НДС за февраль 2003 года.
Кроме того, Инспекция считает, что расчет суммы НДС, уплаченного поставщикам по материальным ресурсам, использованным при производстве экспортной продукции, и подлежащего возмещению из бюджета, не соответствует пункту 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и методу, указанному в Приказе об учетной политике Общества от 29.12.2001 N 24. НДС, уплаченный заявителем по приобретенным основным средствам и нематериальным активам, на таможне, по строительству, предъявлен Обществом к возмещению в полном объеме без распределения на подтвержденный и неподтвержденный экспорт.
По мнению налогового органа, "разница между НДС, рассчитанным с учетом подтвержденного экспорта, и НДС, фактически предъявленным без такого распределения, по декларации за февраль 2003 года неправомерно предъявлена Обществом к возмещению из бюджета".
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Согласно материалам дела Общество 20.03.2003 представило в налоговый орган декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за февраль 2003 года, а 08.04.2003 и 21.04.2003 - уточненные налоговые декларации за тот же период и обратилось в Инспекцию с заявлениями от 05.04.2003 N 198 и от 18.04.2003 N 217 о возмещении из бюджета 4 579 245 руб. НДС.
Инспекция провела камеральную проверку декларации и документов Общества и вынесла решение от 18.06.2003 N 13-24/15567 о частичном отказе заявителю в возмещении НДС в сумме 1 855 333 руб.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд кассационной инстанции считает решение суда законными и обоснованным и не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ обложение НДС товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, производится по ставке 0%.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения права на получение возмещения при налогообложении экспортируемых товаров по налоговой ставке 0% в налоговые органы должны быть представлены следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками, которые являются самостоятельными налогоплательщиками.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает несостоятельным довод жалобы налогового органа об отсутствии сведений, подтверждающих перечисление НДС в бюджет предприятиями-поставщиками экспортированного Обществом товара.
Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
Вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Вычеты сумм налога производятся на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "в пункте 7 статьи 164" следует читать "в пункте 6 статьи 164"
Инспекция в оспариваемом решении указала на то, что все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ, налогоплательщиком представлены.
При этом Инспекция не указывает в решении, какие положения названных статей Налогового кодекса Российской Федерации нарушены налогоплательщиком.
Представитель Инспекции в судебном заседании также не смог пояснить, какие положения, названных статей Налогового кодекса Российской Федерации нарушены налогоплательщикам.
Суд кассационной инстанции отклоняет ссылку налогового органа в жалобе на приказ об учетной политике Общества от 29.12.2001, поскольку, как правильно указал суд, названный приказ действовал в 2002 году до 30.12.2002, а приказом руководителя Общества от 30.12.2002 N 166 утверждено Положение об учетной политике Общества на 2003 год, которое вступило в силу с 01.01.2003.
В Положении об учетной политике Общества на 2003 год не указано на необходимость распределения НДС, уплаченного поставщикам (кроме лома) и подрядчикам за оказанные услуги (по приобретенным основным средствам, на таможне и по строительству), пропорционально подтвержденному и не подтвержденному экспорту.
При таких обстоятельствах следует признать, что Инспекция необоснованно отказала Обществу в возмещении НДС за февраль 2003 года.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.11.2003 по делу N А56-32468/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2004 г. N А56-32468/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника