Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 марта 2004 г. N А13-7456/03-19
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шпачевой Т.В., судей Казанцевой Р.В. и Нефедовой О.Ю.,
рассмотрев 01.03.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу старшего судебного пристава-исполнителя подразделения Службы судебных приставов по Харовскому району Вологодской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Вологодской области от 01.12.03 по делу N А13-7456/03-19 (судьи Хвостов Е.А., Богатырева В.А., Осокина Н.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Харовский завод технологического оборудования" (далее - Завод) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя подразделения Службы судебных приставов по Харовскому району Вологодской области Волкова В.А. от 03.09.03 N 1781-1/2003. о возбуждении исполнительного производства на основании постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Вологодской области (далее - Инспекция) от 28.08.03 N 12 о взыскании за счет имущества Завода 1 077 097 руб. 60 коп. задолженности по налогам и сборам.
Решением суда от 26.09.03 (судья Потеева А.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий судебного пристава-исполнителя при вынесении им постановления о возбуждении исполнительного производства.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.12.03 решение суда первой инстанции отменено. Суд апелляционной инстанции признал не соответствующим статье 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и незаконным постановление судебного пристава-исполнителя от 03.09.03 о возбуждении исполнительного производства N 1781-1/2003. Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что исполнительный документ (постановление Инспекции о взыскании налога за счет имущества) предъявлен для исполнения в Службу судебных приставов с нарушением срока предъявления к исполнению.
В кассационной жалобе судебный пристав-исполнитель, ссылаясь на неправильное применение судом статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы считает, что постановление Инспекции от 28.08.03 N 12 было направлено в Службу судебных приставов без нарушения срока его предъявления к исполнению и, следовательно, действия судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства на основании указанного исполнительного документа являются законными, соответствующими требованиям статьи 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией на основании статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение от 28.08.03 N 12 и постановление от этой же даты о взыскании с Завода за счет его имущества 758 918 руб. 39 коп. налога и 318 179 руб. 21 коп. пеней. Постановление Инспекции от 28.08.03 N 12 о взыскании налоговых платежей и пеней направлено в подразделение Службы судебных приставов по Харовскому району Вологодской области для совершения исполнительных действий. Данное постановление в силу статьи 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" является исполнительным документом.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 03.09.03 возбуждено исполнительное производство N 1781-1/2003.
Завод обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства незаконным на том основании, что решение и постановление Инспекции противоречат Налоговому кодексу Российской Федерации, а постановление предъявлено к исполнению с нарушением установленного срока и не соответствует требованиям Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано. При этом суд правильно ограничился оценкой действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства на основании постановления Инспекции, то есть рассматривал законность имеющего силу исполнительного документа - постановления налогового органа, а также непосредственно постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Что касается самого решения Инспекции о взыскании налога и пеней с Завода, то его законность может проверяться путем предъявления самостоятельного требования.
Считая постановление Инспекции незаконным, Завод ссылается на то, что в данном постановлении вместо полного наименования должника - открытое акционерное общество "Харовский завод технологического оборудования" указано его сокращенное наименование - ОАО "ХЗТО". Однако, как установлено судом, в постановлении Инспекции имеется полное наименование должника (листы дела 21- 22). С учетом этого сделан правильный вывод о том, что исполнительный документ соответствует требованиям статьи 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Данный вывод суда не отвергнут и апелляционной инстанцией, которая решение суда отменила по иным основаниям. Суд первой инстанции сослался на то, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению должен определяться по правилам подпункта 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и составляет шесть месяцев, в то время как апелляционная инстанция на основании статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации определила его в три дня.
Кассационная инстанция считает, что апелляционной инстанцией неправильно применен закон. Действительно, статьей 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" определены различные сроки предъявления исполнительных документов к исполнению, зависящие от вида исполнительного документа. Кроме того, в названной статье указывается, что сроки предъявления других исполнительных документов к исполнению устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов. Вместе с тем апелляционная инстанция безосновательно отнесла к сроку предъявления постановления налогового органа к исполнению предусмотренный в статье 47 Налогового кодекса Российской Федерации трехдневный срок направления исполнительного листа. Данный срок является служебным и не относится к сроку предъявления исполнительного документа к исполнению. Несмотря на то, что постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества должника прямо в статье 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не названо, однако по своей сути является тем исполнительным документом, который предусмотрен в подпункте 3 пункта 1 данной статьи - требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания. Такой вывод следует из того, что постановление налогового органа представляет собой требование органа, осуществляющего контрольные функции, и выносится в случае отсутствия у должника денежных средств. То обстоятельство, что постановление не предъявляется в банк и, соответственно, не имеет отметки последнего о неисполнении взыскания, вопреки мнению апелляционной инстанции, не играет решающей роли. Редакция подпункта 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" принималась законодателем в период действия Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 и, соответственно, учитывает установленный им порядок предъявления исполнительных документов через обслуживающий должника банк. Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает направление в банк имеющего силу исполнительного документа - постановления налогового органа о взыскании за счет имущества должника.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Вологодской области от 01.12.03 по делу N А13-7456/03-19 отменить.
Решение суда первой инстанции от 26.09.03 по данному делу оставить в силе.
Председательствующий |
Т.В. Шпачева |
О.Ю. Нефедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 марта 2004 г. N А13-7456/03-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника