Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Морозковой Е.Е, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФСИН России, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 24 марта 2022 года (N 2а-1022/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 18 июля 2022 года (N 33а-4626/2022) по административному исковому заявлению Гетманцева А.В. к федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 24 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действий (бездействия), связанных с не направлением почтовой корреспонденции, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гетманцев А.В. обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с административным иском к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ИК-24 о признании незаконным действий (бездействия), выразившихся в ненаправлении корреспонденции административного истца адресатам, присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 50 000 рублей, мотивируя требования нарушением администрацией исправительного учреждения его права на обращение в государственные органы, поскольку его жалоба от 27 октября 2021 года, адресованная в прокуратуру по надзору за соблюдением законов в ИУ, принятая сотрудником колонии для последующей отправки, в адрес прокуратуры должностными лицами исправительного учреждения не направлялась.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков привлечена ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - начальник отряда отдела по воспитательной работе с осужденными Кочергин И.С.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 24 марта 2022 года с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Гетманцева А.В. взыскана компенсация за нарушения условий содержания в исправительном учреждении в размере 3 000 рублей. В удовлетворении остальной части административных исковых требований Гетманцева А.В. к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 июля 2022 года решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 24 марта 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 24 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 июля 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 26 сентября 2022 года, ФСИН России, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, просит судебные акты отменить, полагая их незаконными и необоснованными, настаивая на отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Гетманцев А.В, отбывая наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, 28 октября 2021 года направил в адрес Ухтинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительном учреждении обращение по факту нарушения его прав в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, в подтверждение чего сотрудником администрации исправительного учреждения ему была выдана расписка о принятии обращения.На основании поступившего обращения Гетманцева А.В, Ухтинская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществила проверку и установила, что в нарушение части 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и пункта 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, обращение в Ухтинскую спецпрокуратуру не отправлено, в Ухтинскую спецпрокуратуру не поступало, в канцелярии не регистрировалось.
Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка по вопросу отправки корреспонденции сотрудниками администрации ФКУ ИК- 24 УФСИН России по Республике Коми, в ходе которой установлено, что 28 октября 2021 года Гетманцеву А.В. выдана расписка о принятии обращения в Ухтинскую спецпрокуратуру, однако фактически обращение в Ухтинскую спецпрокуратуру не отправлено, в Ухтинскую спецпрокуратуру не поступало, в канцелярии не регистрировалось.
По данному факту допущения нарушений закона в адрес ИК-24 УФСИН России по Республике Коми 31 января 2022 года Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вынесено представление N.
По итогам рассмотрения представления по факту не направления обращения осужденного Гетманцева А.В. виновным лицом признан начальник отряда отдела по воспитательной работе с осужденными Кочергин И.С, за что последний привлечен к дисциплинарной ответственности.
Суд первой инстанции, установив факт передачи Гетманцевым А.В. сотруднику исправительного учреждения обращения в спецпрокуратуру, при отсутствии доказательств последующего направления исправительным учреждением указанного обращения адресату, руководствуясь частью 4 статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пунктом 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции России от 16 декабря 2016 года N 295, пришел к выводу о нарушении администрацией ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми норм законодательства в указанной части, с которым согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Оснований полагать размер указанной компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, не способствующим восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении прав административного истца, суд кассационной инстанции не находит.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с изложенными выводами судов, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, однако, оспариваемые судебные акты постановлены исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку судов с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Несогласие заявителя с данной оценкой направлено на переоценку доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационных жалобах по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 24 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 24 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 июля 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.