Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Морозковой Е.Е, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-626/2021 по кассационной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 июня 2022 года (N 33а-291/2022) по административному исковому заявлению Лебедева А.С. об оспаривании решения призывной комиссии Республики Карелия.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лебедев А.С. обратился в суд с административным иском об оспаривании решения призывной комиссии Республики Карелия, указав, что ее решением от 29 июня 2021 года он признан годным к военной службе с присвоением категории "Б-3" (с незначительными ограничениями) и призван на военную службу. Административный истец просил суд признать решение призывной комиссии незаконным, поскольку у него имеется заболевание "гипертоническая болезнь, риск 1", которое исключает возможность призыва на военную службу, а призывная комиссия не учла данное обстоятельство, что привело к неверному определению категории годности к военной службе.
Решением Костомукшского городского суда Республики Карелия от 17 августа 2021 года в удовлетворении заявленных Лебедевым А.С. требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 июня 2022 года решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 17 августа 2021 года отменено, принято новое решение, которым признано незаконным решение призывной комиссии Республики Карелия от 29 июня 2021 года (протокол N 31) об отмене решения призывной комиссии города Костомукша и Калевальского района Республики Карелия о предоставлении Лебедеву А.С. отсрочки от призыва на военную службу и призыве Лебедева А.С. на военную службу.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 июня 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 29 сентября 2022 года, ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия" ставит вопрос об отмене судебного акта, полагая его постановленным с нарушением норм материального права и ненадлежащей оценкой доказательств.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке, допущено не было.
Материалами дела установлено, что Лебедев А.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в военном комиссариате (города Костомукша и Калевальского района Республики Карелия) с 21 февраля 2019 года.
В рамках работы призывной комиссии административный истец прошел медицинское обследование в ГБУЗ "Межрайонная больница N 1", по результатам которого ему был установлен диагноз: "данные изъяты" риск 1, категория годности Г, временно не годен к военной службе". На основании данного медицинского заключения призывной комиссией муниципального уровня Лебедеву А.С. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до октября 2021 года.
В связи с установлением указанного диагноза и предоставлением отсрочки Лебедев А.С. был вызван на контрольное медицинское освидетельствование врачами-специалистами призывной комиссии Республики Карелия. По результатам повторного освидетельствования 29 июня 2021 года призывная комиссии Республики Карелия единогласно отменила решение о предоставлении отсрочки Лебедеву А.С.
На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 22 и пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-Ф3) административному истцу установлена категория годности "Б-3" - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Не согласившись с указанным решением, 20 июля 2021 года Лебедев А.С. обратился с административным иском в суд.
Суд первой инстанции, изучив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение призывной комиссии Республики Карелия принято в соответствии с требованиями Федерального закона N 53-Ф3 и Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе) после определения категории годности к военной службе в соответствии с компетенцией призывной комиссии Республики Карелия.
Суд апелляционной инстанции не согласился с указанными выводами, нашел их ошибочными, сделанными без учета существенных обстоятельств конкретного дела, исходя из следующего.
Согласно части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Статьей 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
В силу части 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Лебедев А.С. просил суд признать незаконным решение призывной комиссии Республики Карелия о призыве на военную службу в связи с наличием заболеваний, являющихся основанием для освобождения от призыва.
С учетом двух противоречащих друг другу решений призывных комиссий муниципального и республиканского уровня о наличии (отсутствии) у административного истца заболеваний, препятствующих призыву на военную службу, определение категории годности к военной службе требует специальных познаний в области военно-врачебной экспертизы, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о необходимости назначения по делу экспертизы.
По ходатайству административного истца определением от 7 февраля 2022 года по делу была назначена судебная военно-врачебная экспертиза, проведение которой было поручено ООО "МедЭксперт", имеющему соответствующую лицензию на осуществление независимой военно-врачебной экспертизы.
В соответствии с заключением военно-врачебной экспертизы от 20 мая 2022 года N у ФИО1 на июнь 2021 года имелись следующие, установленные ему ранее, заболевания: "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ; "данные изъяты".
При этом в заключении указано, что данных, подтверждающих диагноз "данные изъяты" не имеется, данный диагноз установлен в стационарных условиях в профильном отделении, наблюдение проводилось только в течение одних суток с проведением суточного мониторирования ЭКГ и АД, эхокардиографии. Для установления диагноза "данные изъяты" требуется наблюдение за обследуемым и контроль АД в течение более длительного периода времени, не менее 6 месяцев, с фиксацией максимальных цифр АД.
Экспертная комиссия пришла к выводу о том, что на основании графы I статьи 48 Расписания болезней Лебедеву А.С. должна была быть определена категория годности "Г" - временно не годен к военной службе. Лебедев А.С. подлежит наблюдению, дообследованию и лечению в динамике.
Экспертное заключение не содержит каких-либо неясностей, является полным; эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 УК РФ, оснований не доверять выводам независимой военно-врачебной экспертизы у суда апелляционной инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах с учетом заключения судебной военно-врачебной экспертизы решение призывной комиссии Республики Карелия обоснованно признано судом апелляционной инстанции незаконным и отменено.
С учетом установленных по административному делу обстоятельств, оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы суд кассационной инстанции не находит.
Доводы кассационной жалобы не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления, правильность выводов суда они не опровергают, о незаконности судебного постановления не свидетельствуют.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с изложенными выводами суда апелляционной инстанции, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, однако, оспариваемый судебный акт постановлен исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку суда с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Несогласие заявителя с данной оценкой направлено на переоценку доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 июня 2022 года без изменения, кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия" - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 июня 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 7 декабря 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.