Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Морозковой Е.Е, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-274/2022 по кассационной жалобе Грачева Д.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 июля 2022 года (N 33а-2074/2022) по административному исковому заявлению Грачева Д.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Управление Росреестра по Республике Карелия) Лаюшко О.М. о признании незаконными уведомления от 30 декабря 2021 года N N об отказе во внесении в ЕГРН сведений об изменении категории земельного участка, уведомления от 25 января 2022 года N N о приостановлении государственного кадастрового учета и понуждении к осуществлению определенных действий.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Грачев Д.А. обратился в суд с административным иском о признании незаконным уведомления от 30 декабря 2021 года N N об отказе во внесении в ЕГРН сведений об изменении категории земельного участка и уведомления от 25 января 2022 года N N о приостановлении государственного кадастрового учета. В обоснование иска указал, что в настоящее время категория земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - под садовый участок. Вместе с тем в соответствии с документами территориального планирования - Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Сортавальского городского поселения принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером N находится в территориальной зоне ЖЗ - зона индивидуальной жилой застройки. Распоряжениями администрации Сортавальского городского поселения от 27 ноября 2019 года N, N земельный участок с кадастровым номером N отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, установлен вид разрешенного использования - под индивидуальное жилищное строительство.
24 декабря 2021 года административный истец, как собственник земельного участка, обратился в Управление Росреестра по Республике Карелия с заявлениями об изменении сведений в ЕГРН о категории и виде разрешенного использования указанного земельного участка, в ответ на которые получил оспариваемые уведомления. С данными уведомлениями Грачев Д.А. не согласился, просил суд признать их незаконными.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 8 апреля 2022 года заявленные Грачевым Д.А. требования удовлетворены. Уведомление от 30 декабря 2021 года N N об отказе во внесении в ЕГРН сведений об изменении категории земельного участка и уведомление от 25 января 2022 года N N о приостановлении государственного кадастрового учета признаны незаконными. На Управление Росреестра по Республике Карелия возложена обязанность произвести государственный учет изменений категории и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N при отсутствии иных оснований для отказа в совершении указанных действий.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 июля 2022 года решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 8 апреля 2022 года отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Грачева Д.А. отказано.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 июля 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 27 сентября 2022 года, Грачев Д.А. ставит вопрос об отмене судебного акта, полагая его постановленным с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке, допущено не было.
Удовлетворяя заявленные Грачевым Д.А. требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный земельный участок в соответствии с документами территориального планирования (генеральным планом и правилами землепользования и застройки) расположен в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки - ЖЗ. Факт ненаправления органом местного самоуправление в орган кадастрового учета сведений об изменении границ населенного пункта не свидетельствует о нарушении административным истцом норм законодательства, а потому не может служить основанием для отказа в государственном кадастровом учете изменений категории и вида разрешенного использования земельного участка.
Суд апелляционной инстанции не согласился с указанными выводами в силу следующего.
Материалами дела установлено, что распоряжением администрации муниципального образования "Сортавальское городское поселение" от 27 ноября 2019 года N 651-0 "Об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования" для земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под садовый участок" установлен вид разрешенного использования "под индивидуальное жилищное строительство", что соответствует основным видам разрешенного использования для территориальной зоны ЖЗ.
Распоряжением администрации муниципального образования "Сортавальское городское поселение" от 27 ноября 2019 года N 650-0 "Об отнесении земельного участка к определенной категории земель" земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1265 кв.м, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, отнесен к категории земель - земли населенных пунктов в связи с изменением границ населенного пункта Рантуэ Сортавальского городского поселения в соответствии с утвержденными документами территориального планирования.
Решением Совета Сортавальского городского поселения от 31 июля 2020 года N 15 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования "Сортавальское городское поселение" внесены изменения в генеральный план муниципального образования "Сортавальское городское поселение", утвержденный решением Совета Сортавальского городского поселения от 12 декабря 2012 года N 265, согласно приложению к данному решению.
Выкопировкой из генерального плана Сортавальского городского поселения подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером N располагается в территориальной зоне ЖЗ.
При этом администрация Сортавальского городского поселения сведения об изменении границ населенного пункта в порядке, установленном Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13.3, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 1532, в орган кадастрового учета не направляла, соответственно, сведения об изменении границ населенного пункта в ЕГРН не вносились.
Поскольку в связи с непредставлением органом местного самоуправления сведений об изменении границ населенного пункта указанный земельный участок продолжает относиться к землям сельскохозяйственного назначения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в силу статей 7 и 78 Земельного кодекса Российской Федерации изменить его вид разрешенного использования с "под садовый участок" на "индивидуальное жилищное строительство" до изменения категории с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" закон не позволяет, что, в свою очередь, невозможно осуществить до внесения в ЕГРН сведений о границах населенного пункта.
При этом суд апелляционной инстанции учел, что с целью осуществления кадастрового учета изменений категории и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N орган кадастрового учета в рамках межведомственного взаимодействия направлял запрос в орган местного самоуправления о предоставлении сведений, предусмотренных Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13.3, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 1532, однако надлежащего ответа на него не получил.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что административный ответчик был не вправе осуществлять государственный кадастровый учет изменений категории и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 2 и части 4 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ).
При этом согласно части 1 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации).
В соответствии с пунктами 8 и 11 части 1 статьи 32 Закона о государственной регистрации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об отнесении к определенной категории земель или переводе земельного участка из одной категории земель в другую, а также в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 и 9 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ населенных пунктов (часть 18.1 статьи 32).
В силу части 6 статьи 34 Закона о государственной регистрации орган регистрации прав в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенного пункта, вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках, расположенных в границах такого населенного пункта, путем указания на принадлежность указанных земельных участков к категории земель населенных пунктов в случае, если согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки, находящиеся в соответствии с описанием местоположения их границ в границах населенного пункта, отнесены к иной категории земель.
Следовательно, внесение в ЕГРН изменений относительно категории земельного участка в связи с изменением границ населенного пункта возможно только после внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ соответствующего населенного пункта.
Как следует из положений частей 2-5 статьи 33 Закона о государственной регистрации, соответствующие сведения в ЕГРН вносятся только на основании информации, поступившей от уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия, по заявлению заинтересованного лица.
Согласно пунктам 6, 7 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13.3, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 1532, в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон.
Аналогичные действия орган местного самоуправления должен совершить в случае установления или изменения границ населенного пункта, при этом направляемые сведения должны содержать документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов, а также сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, с указанием установленной категории земель.
С учетом положений пункта 33 вышеназванных Правил при информационном взаимодействии документы (за исключением документов, указанных в пунктах 12, 25, 27, 29, а также в абзацах четвертом, шестом и седьмом пункта 30 настоящих Правил), в том числе карта (план) объекта землеустройства, предоставляются в виде электронных документов в формате XML с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
С учетом установленных по административному делу обстоятельств, оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы суд кассационной инстанции не находит.
Доводы кассационной жалобы не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления, правильность выводов суда они не опровергают, о незаконности судебного постановления не свидетельствуют.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с изложенными выводами суда апелляционной инстанции, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, однако, оспариваемый судебный акт постановлен исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку суда с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Несогласие заявителя с данной оценкой направлено на переоценку доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 июля 2022 года без изменения, кассационную жалобу Грачева Д.А - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 июля 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 7 декабря 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.