Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Елагина В. И. на решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 02 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 08 июня 2022 года по административному делу N 2а-558/2022, по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Архангельской области и Ненецком} автономному округу к Елагину В. И. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения Елагина В.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС N 9) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Елагину В.И. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, пени. В обоснование требований указала, что административным ответчиком как индивидуальным предпринимателе: г не исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательно з медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2020 год в размере 4118 рублей 49 копеек, пени за период с 01 сентября 2020 года по 09 сентября 2020 года в размере 5 рублей 25 копеек, по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2020 год в размере 15 860 рублей 06 копеек, пени за период с 01 сентября 2020 года по 09 сентября 2020 года в размере 20 рублей 22 копеек, всего в размере 20 004 рублей 22 копеек. Досудебная процедура взыскания недоимки налоговым органом соблюдена, сроки обращения в суд не нарушены.
Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от 02 марта 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 08 июня 2022 года решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 02 марта 2022 года отменено в части и принято по административному делу новое решение, которым административный иск удовлетворен частично. Суд постановилвзыскать с Елагина В.И. в доход соответствующего бюджета задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за 2020 год в размере 3099 рублей 22 копеек, пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2020 год за период с 01 сентября 2020 года по 09 сентября 2020 года в размере 5 рублей 25 копеек, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 11 934 рублей 90 копеек, пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2020 год за период с 01 сентября 2020 года по 09 сентября 2020 года в размере 20 рублей 22 копеек, всего взыскать 15 059 (пятнадцать тысяч пятьдесят девять) рублей 59 копеек. В удовлетворении остальной части административного иска отказать. С Елагина В.И. в доход местного бюджета городского округа Архангельской области "Северодвинск" взыскана государственная пошлина - 602 рублей 33 копеек.
На определение суда апелляционной инстанции Елагин В.И. подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене. В обоснование жалоб приводятся доводы о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как следует из материалов дела, в связи с наличием статуса индивидуального предпринимателя в период с 18 февраля 2020 года по 14 августа 2020 года Елагин В.И. в 2020 году являлся плательщиком страховых взносов.
Исходя из срока осуществления в 2020 году предпринимательской деятельности, Елагину В.И. исчислены страховые взносы в фиксированном размере на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2020 год по сроку уплаты 31 августа 2020 года.
В связи с тем, что в установленный налоговым законодательством срок страховые взносы уплачены не были, на сумму недоимки налоговым органом начислены пени, с направлением в адрес Елагина В.И. требования по состоянию на 10 сентября 2020 года N 44327 об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, в размере 4118 рублей 49 копеек, пени за период с 01 сентября 2020 года по 09 сентября 2020 года в размере 5 рублей 25 копеек, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года), в размере 15 860 рублей 06 копеек, пени за период с 01 сентября 2020 года по 09 сентября 2020 года в размере 20 рублей 22 копеек, со сроком исполнения до 13 октября 2020 года.
Поскольку в установленный срок требование N 44327 Елагиным В.И. исполнено не было, 09 декабря 2020 года МИФНС N 9 обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание образовавшейся недоимки.
На основании данного заявлена мировым судьей судебного участка N 5 Северодвинского судебного района города Архангельска 11 декабря 2020 года выдан судебный приказ, который отменен определением мирового судьи от 05 февраля 2021 года в связи с поступившими возражениями должника.
05 августа 2021 года налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, с соблюдением установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока.
Разрешая заявленный спор и приняв в качестве доказательств уплаты страховых взносов представленные в дело платежные документы, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у административного ответчика взыскиваемой недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2020 год, пени, в связи с чем отказал налоговому органу в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда не согласилась с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
С 01 января 2017 года порядок уплаты страховых взносов регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В силу части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Из положений пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование и уплачиваются плательщиками за расчетный период не позднее 31 декабря текущего календарного года. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок не позднее 31 декабря текущего календарного года, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Пункт 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации гласит, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
В силу нормы статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени, исчисленные в порядке, предусмотренном названной нормой. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с пунктом 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года N 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами.
Указанные Правила устанавливают порядок указания информации в реквизитах "104" - "109", "Код" и "Назначение платежа" при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, в том числе за совершение налоговыми органами юридически значимых действий, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами и распространяются на плательщиков страховых взносов.
Так, в соответствии с пунктом 7 указанных Правил в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: "ТП" - платежи текущего года; "ЗД" - погашение задолженности, по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам, в том числе добровольное.
В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 8 указанных Правил в реквизите "107" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой (".").
Показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты ушаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах.
В случае досрочной уплаты плательщиком налогового платежа в показателе налогового периода указывается первый предстоящий налоговый период, за который должна производиться уплата налога (сбора).
Пунктом 13 указанных Правил предусмотрено, что в реквизите "Назначение платежа" распоряжения о переводе денежных средств указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа.
Согласно представленным Елагиным В.И. чек-ордерам от 25 марта 2020 года на сумму 3822 рубля 90 копеек, от 10 июля 2020 года на сумму 3100 рублей, от 10 июля 2020 года на сумму 8112 рублей, от 02 октября 2020 года на сумму 1019 рублей 27 копеек, от 02 октября 2020 года на сумме 3925 рублей 16 копеек указанные платежи были внесены налогоплательщиком в счет уплаты страховым взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование.
Вместе с тем, не все указанные Елагиным В.И. в платежных документах реквизиты назначения платежей позволяют отнести их в счет уплаты задолженности по страховым взносам за 2020 год по сроку уплаты 31 августа 2020 года.
Так, в чек-ордерах от 25 марта 2020 года и 10 июля 2020 года в реквизите "106" указано значение ноль ("0"), в реквизите "107" в чек-ордере от 25 марта 2020 года указано значение "КВ.01.2020", в чек-ордерах от 10 июля 2020 года - "КВ.02.2020", что не позволяло МИФНС N 9 учесть названные платежи в счет уплаты страховых взносов за 2020 год, начисленных по сроку уплаты 31 августа 2020 года, поскольку в силу статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации уплата страховых взносов производится с периодичностью в один календарный год, иная периодичность уплаты обязательных взносов налоговым законодательством не предусмотрена.
Более того, произведенные на основании чек-ордеров от 25 марта 2020 года и 10 июля 2020 года платежи, были внесены административным ответчиком до начисления ему страховых взносов за 2020 год по сроку уплаты 31 августа 2020 года, что также исключало их идентификацию в счет уплаты взыскиваемой недоимки.
Произведенные платежи также; невозможно было отнести к досрочной уплате страховых взносов, так как в показателе налогового периода не были указаны предстоящие налоговые периоды, за которые должна производиться уплата сбора, все платежи произведены за истекшие периоды.
При таких обстоятельствах вопреки выводам суда первой инстанции названные платежи не могли быть приняты налоговым органом в счет уплаты страховых взносов за 2020 году по сроку уплаты 31 августа 2020 года.
В связи с наличием у Елагина В.И. подтвержденной задолженности за предыдущие налоговые периоды налоговый орган правомерно учел произведенные 25 марта 2020 года и 10 июля 2020 года платежи в счет уплаты имеющейся задолженности за предшествующие три года.
Так, согласно представленным МИФНС N 9 сведениям у Елагина В.И. на указанные даты имелась задолженность по уплате страховых взносов за 2018 год по сроку уплаты 09 января 2019 года, взыскание которой было произведено налоговых! органом в порядке статей 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации, задолженность по уплате страховых взносов за 2019 год по сроку уплаты 31 декабря 2019 года (решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 05 августа 2021 года по делу N 2а-4055/2021). Страховые взносы за 2020 год по сроку уплаты 24 января 2020 года к взысканию в судебном порядке не предъявлялись, что подтверждается названным решением суда.
С выводами суда о наличии оснований для отказа налоговому органу во взыскании задолженности по страховых взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2020 год по сроку уплаты 31 августа 2020 года, частично погашенной Елагиным В.И. платежами в размере 1019 рублей 27 копеек и в размере 3925 рублей 16 копеек, совершенными 02 октября 2020 года, суд апелляционной инстанции согласился.
В подтверждение погашения указанной задолженности административным ответчиком в материалы дела представлены чек-ордеры от 02 октября 2020 года в реквизите "106" которых указано значение ноль ("0"), в реквизите "107" указано "02.10.2020", что позволяло идентифицировать названные платежи в счет уплаты задолженности по сроку уплаты 31 августа 2020 года, поскольку платежи произведены после указанной даты.
Учитывая, что частичное погашение спорной задолженности по уплате страховых взносов за 2020 год по сроку уплаты 31 августа 2020 года было осуществлено лишь 02 октября 2020 года, заявленные пени, начисленные за период с 01 сентября 2020 года по 09 сентября 2020 года на всю сумму страховых взносов, подлежат взысканию с административного ответчика в полном объеме.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части отказа МИФНС N 9 во взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2020 год по сроку уплаты 31 августа 2020 года в размере 3099 рублей 22 копеек и в размере 11 934 рублей 90 копеек соответственно, а также пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период с 01 сентября 2020 года по 09 сентября 2020 года в размере 5 рублей 25 копеек, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01 сентября 2020 года по 09 сентября 2020 года в размере 20 рублей 22 копеек подлежит отмене с принятием в указанной части нового решения об удовлетворении требований налогового органа.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была бы дана оценка судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 08 июня 2022 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Елагину В. И. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени, оставить без изменения, кассационную жалобу Елагина В. И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 08 июня 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 05 декабря 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.