Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Лебедева А.А, судей: Рогачевой В.В. и Белинской С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Живчиковой Надежды Афанасьевны на решение Себежского районного суда Псковской области от 28 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 15 марта 2022 года по делу N2-269/2021 по иску Живчиковой Надежды Афанасьевны к администрации Себежского района Псковской области и Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Живчикова Н.А. обратилась в суд с иском к администрации Себежского района Псковской области об обязании предоставить ей жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование своих требований истица указала, что является несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, зарегистрирована в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности её сыну Ж.
Согласно акту обследования жилого помещения N37 от 26.07.2010 и заключению межведомственной комиссии N37 от 26.07.2010 жилой дом признан непригодным для проживания.
Живчикова Н.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет как несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, номер очереди - 71.
Поскольку истица проживает в аварийном жилом помещении, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, является несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, то она имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. Поскольку данное право со стороны ответчика оспаривается, она вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Псковской области, а в качестве соответчика - Комитет по социальной защите Псковской области.
Решением Себежского районного суда Псковской области от 28 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 15 марта 2022 года, в удовлетворении иска Живчиковой Н.А. отказано.
В кассационной жалобе, направленной по почте 16 июня 2022 года и поступившей с делом в Третий кассационный суд общей юрисдикции 01 июля 2022 года, истица Живчикова Н.А. просит об отмене решения Себежского районного суда Псковской области от 28 октября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 15 марта 2022 года, с вынесением по делу нового судебного постановления об удовлетворении заявленных ею требований.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 04 июля 2022 года Живчиковой Н.А. восстановлен срок на подачу кассационной жалобы.
В возражениях на кассационную жалобу ответчик администрация Себежского района Псковской области просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истицы Живчиковой Н.А, представителей ответчиков администрации Себежского района Псковской области и Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области, представителя третьего лица администрации Псковской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судами первой и второй инстанции правильно применены нормы материального права, определены и на основе надлежащей оценки доказательств установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение, исходя из которых сделаны правильные выводы по существу спора.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Живчикова Н.А, обладающая статусом бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, зарегистрирована в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес"; указанный дом принадлежит на праве собственности сыну Живчиковой Н.А. - Ж на основании договора дарения от 06.05.2010.
Заключением межведомственной комиссии от 26.07.2010 жилой дом N, расположенный по ул. "адрес", признан непригодным для постоянного проживания.
Постановлением администрации Себежского района Псковской области N769 от 12.08.2010 Живчикова Н.А. как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в связи с непригодностью занимаемого ею помещения для проживания была поставлена на учет в целях обеспечения её жильем как лица из категории несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.
Приказом начальника Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области N 60 от 28.03.2011 Живчикова Н.А. включена в Сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На момент рассмотрения настоящего дела по существу истица состояла в данном списке под номером 65.
Разрешая спор и отказывая Живчиковой Н.А. в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался ст.ст.32, 49, 52, 57 ЖК РФ, и исходил из того, что жилой дом N, расположенный по ул. "адрес" по результатам повторного обследования межведомственной комиссии 26.10.2021 признан пригодным для постоянного проживания после проведения капитального ремонта, и данное заключение никем не оспорено.
Кроме того, само по себе указанное обстоятельство правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеет, поскольку жилой дом принадлежит на праве собственности Ж и права Живчиковой Н.А. на предоставление другого благоустроенного жилого помещения в связи с его аварийностью являются производными от прав собственника жилого дома, жилищные права которого, в свою очередь, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть путем изъятия жилого помещения с выплатой его выкупной стоимости, а не путем предоставления другого жилого помещения по договору социального найма.
При таких обстоятельствах, оснований требовать предоставления ей жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке связи с проживанием в аварийном жилом доме у истицы не имеется.
Не предоставлено ей законом такое право и как несовершеннолетнему узнику фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, поскольку Указ Президента РФ от 07.05.2008 N 714 на такую категорию лиц не распространяется, а право истицы на получение жилого помещения в порядке очередности, установленной для соответствующей категории граждан, никем не оспаривается.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы судов считает правильными.
Все обстоятельства, на которые ссылалась истица в обоснование своих требований, получили соответствующую правовую оценку судов исходя из положений подлежащего применению к отношениям сторон законодательства.
В кассационной жалобе истица повторяет свои доводы о том, что она по статусу приравнена к участникам Великой Отечественной войны и имеет право на обеспечение жильем один раз, вне зависимости от её имущественного положения.
Действительно, пунктом 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным нормативно-правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах". Вместе с тем, в предусмотренный названным Указом Президента РФ перечень лиц такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена.
Поскольку категория граждан, имеющая статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", в Указе Президента РФ от 07.05.2008 N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не поименована, реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента РФ.
Соответствующая позиция изложена в Обзоре ВС РФ за III квартал 2012 года, утвержденном Президиумом ВС РФ 26.12.2012.
Право граждан, имеющих статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями ФЗ "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства. Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названной категории граждан, закреплен в абзаце первом п.3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N614.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Живчикова Н.А. на основании ст. 57 ЖК РФ принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, под номером 65.
Таким образом, право Живчиковой Н.А. состоять на учете на улучшение жилищных условий ответчиками признается. Нарушений данного права, которые могли бы послужить основанием для предоставления истице защиты в судебном порядке, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Себежского районного суда Псковской области от 28 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 15 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Живчиковой Надежды Афанасьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.