Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 января 2004 г. N А05-8358/03-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей, Зубаревой Н.А., Кочеровой Л.И.,
рассмотрев 29.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Онеге на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.09.2003 по делу N А05-8358/03-20 (судья Калашникова В.А.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Онеге (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с Общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны и труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов МО "Город Онега и Онежский район" (далее - Организация) 250 руб. штрафных санкций.
Решением от 23.09.2003 в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и вынести новый судебный акт об удовлетворении требований налогового органа.
Податель жалобы указал на то, что ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 126 и пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) применена правомерно. Организация нарушила положения пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "о бухгалтерском учете" (далее - Закон), пункта 4 статьи 289 НК РФ.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 24.04.2003 налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку своевременности представления Организацией налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, а именно, бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о целевом использовании полученных средств за 2002 год.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пункта 4 статьи 5 Закона" следует читать "пункта 4 статьи 15 Закона"
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 13.01.2000 N 4-Н" следует читать "от 13.01.2000 N 4н"
В ходе проверки установлено непредставление Организацией декларации по налогу на прибыль, бухгалтерской отчетности, а именно бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о целевом назначении средств за 2002 год при сроке представления 31.03.2003, в результате чего налогоплательщик нарушил положения пункта 4 статьи 289 НК РФ, пункта 4 статьи 5 Закона, пункт 1 Приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 13.01.2000 N 4-Н "О формах бухгалтерской отчетности", о чем Организации направлено информационное письмо от 24.04.2003 N 06-19/4175. Данным письмом налогоплательщику предложено представить до 12.05.2003 налоговую декларацию и бухгалтерскую отчетность и явиться 16.05.2003 для рассмотрения материалов проверки. Организация не устранила допущенные им нарушения и не явилась для рассмотрения материалов проверки.
По результатам проверки налоговая инспекция вынесла решение от 16.05.2003 N 06-19/5648 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания 150 руб. штрафа и пунктом 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания 100 руб. штрафа.
На основании решения налоговый орган выставил требование об уплате налоговой санкции от 16.05.2003 N 06-19/5649 со сроком исполнения - 30.05.2003.
Организация добровольно требование не исполнило, в связи с чем, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд.
Суд в решении указал на то, что требования налогового органа не подлежат удовлетворению, поскольку налоговая инспекция неправомерно привлекла Организацию к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, поскольку законодательством не установлен срок представления бухгалтерской отчетности для общественных организаций, не осуществляющих предпринимательской деятельности. Также налоговый орган неправомерно привлек Организацию к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в связи с тем, что налоговая инспекция не доказала факт осуществления Организацией предпринимательской деятельности.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суд неправомерно отказал налоговой инспекции в удовлетворении заявленных ею требований.
Согласно статье 23 НК РФ налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Законом, а также выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.
В силу пункта 4 статьи 15 Закона общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о целевом использовании полученных средств.
Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.
Суд кассационной инстанции считает неправильным вывод суда о неправомерном привлечении Организации к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ. Вместе с тем, налоговая инспекция неправильно определила сумму штрафа, подлежащего взысканию. Отчет о прибылях и убытках и о целевом расходовании денежных средств являются неотъемлемой частью бухгалтерского баланса. Следовательно, не представленным следует считать один документ. Поэтому, взысканию подлежит штраф в сумме 50 руб.
В силу статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
В соответствии со статьей 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации.
Согласно статьей 117 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общественные организации являются некоммерческими организациями, которые вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
В силу статьи 31 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.
В соответствии со статьей 289 НК РФ налогоплательщики, независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и по месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенной настоящей статьей.
Налогоплательщики, являющиеся некоммерческими организациями, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В данном случае Организация не представила декларацию по налогу на прибыль за 2002 год, следовательно, нарушила срок ее представления.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает правомерным и обоснованным применение налоговым органом к Организации пункта 1 статьи 119 НК РФ и привлечение к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания штрафа в минимальном размере - 100 руб.
Таким образом, налогоплательщик, являясь плательщиком названного выше налога, обязан представить налоговую декларацию в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт не соответствует действующему законодательству, а, следовательно, подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.09.2003 по делу N А05-8358/03-20 отменить.
Взыскать с Общественной организации Ветеранов (пенсионеров) войны и труда, вооруженных сил и правоохранительных органов муниципального образования "Город Онега и Онежский район" в доход бюджета 150 рублей штрафных санкций и 100 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 января 2004 г. N А05-8358/03-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника