Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 января 2004 г. N А05-7756/03-10
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Зубаревой Н.А., Кочеровой Л.И.,
рассмотрев 29.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.10.2003 по делу N А-5-7756/03-10 (судья Пигурнова Н.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Печатный салон" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску Архангельской области (далее - налоговая инспекция) о невозможности применения Обществом упрощенной системы налогообложения от 11.07.2003 N 22-19/26458.
Решением от 01.10.2003 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, а жалобу удовлетворить. Податель жалобы указывает на то, что налогоплательщики, зарегистрированные после 30 ноября 2002 года и до вступления в силу главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), могут перейти на упрощенную систему налогообложения только с 2004 года путем подачи заявления в налоговый орган с 1 октября по 30 ноября 2003 года.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда в силе.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствии.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, установил следующее.
Общество зарегистрировано налоговой инспекцией 19.12.2002 и 23.12.2002 подало в налоговую инспекцию заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Уведомлением от 31.12.2002 N 22/41317, полученное Обществом 09.01.2003 в ответ на указанное заявление, налоговый орган сообщил о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
Уведомлением от 11.07.2003 N 22-19/26458 налоговая инспекция сообщила о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003 в связи с тем, что Общество нарушило срок подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Общество, считая уведомление от 11.07.2003 N 22-19/26458 незаконным, обратилось в арбитражный суд.
Суд, удовлетворяя требования Общества, в решении указал на то, что в силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон), действовавшего до 01.01.2003, вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, являющиеся субъектами малого предпринимательства и подавшие заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета или отчетности, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация. Ссылка налоговой инспекции на норму пункта 2 статьи 346.13 НК РФ необоснованна, поскольку создание и регистрация налогоплательщика произошли до введения этой нормы в действие, то есть до 01.01.2003 и Общество не может рассматриваться как вновь созданное.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суд, правомерно удовлетворил требования Общества, однако выводы, указанные в решении, ошибочны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 главы 26.2 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, заявление в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства).
В пункте 2 названной статьи предусмотрено, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Приведенные нормы прямо не предусматривают право юридического лица, созданного в период с 1 по 31 декабря календарного года, перейти на упрощенную систему налогообложения с начала следующего за текущим налогового периода (года). Однако это право следует из пункта 2 статьи 346.13 главы 26.2 НК РФ.
Судом сделан неправильный вывод о том, что на заявителя не распространяются положения вышеуказанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации, позволяющих ему применить упрощенную систему налогообложения в 2003 году с учетом того, что глава 26.2 НК РФ применяется с 01.01.2003.
Кроме того, в соответствии с положением пункта 2 статьи 55 НК РФ, при создании организации в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
Иное толкование закона противоречит изложенным в статье 3 и статье 346.11 НК РФ принципам всеобщности и равенства налогообложения, а также добровольности применения специального или общего режима налогообложения.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает необоснованным и довод налоговой инспекции о том, что организация, созданная в декабре 2002 года должна перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности только с 01.01.2004, а не с 4 квартала 2002 года, подав об этом заявление в налоговый орган в период с 01.10.2003 по 31.11.2003.
Кроме того, налоговая инспекция направила Обществу уведомление о невозможности рассмотрения вопроса о переходе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения от 11.07.2003 N 22-19/26458. Однако направление такого уведомления не предусмотрено налоговым законодательством, поскольку переход на упрощенную систему налогообложения носит уведомительный, а не разрешительный порядок. Разрешительный порядок перехода к упрощенной системе налогообложения отменен.
Налогоплательщик, полагая, что имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, лишь информирует налоговый орган об этом, направляя соответствующее заявление. Принятие налоговым органом каких-либо решений по указанному заявлению Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает.
Суд кассационной инстанции считает, что судебный акт соответствует действующему законодательству, а следовательно, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение от 01.10.2003 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-7756/03-10 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 января 2004 г. N А05-7756/03-10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника