г. Нижний Новгород
1 декабря 2022 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Бушминой А.Е, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Архипова Павла Леонидовича к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, областному государственному бюджетному учреждению "Центр государственной кадастровой оценки" об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, по частной жалобе Архипова Павла Леонидовича на определение судьи Ульяновского областного суда от 5 октября 2022 года об отказе в принятии административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
Архипов П.Л. обратился в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, областному государственному бюджетному учреждению "Центр государственной кадастровой оценки" (далее также ОГБУ "ЦГКО") об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", N равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 января 2021 года в размере 12 052 582, 36 руб. по состоянию на 6 октября 2021 года в размере 15 239 771, 64 руб.
Определением судьи Ульяновского областного суда от 5 октября 2022 года Архипову П.Л. на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) отказано в принятии административного искового заявления.
В частной жалобе Архипов П.Л. просил определение судьи Ульяновского областного суда от 5 октября 2022 года отменить полностью.
Рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции на основании частей 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ в апелляционном порядке осуществляется по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, оценив доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению в судах (пункт 1 части 1 статьи 128 КАС РФ).
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная данным Кодексом. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28) разъяснено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ).
Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года (далее - переходный период).
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ или Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
На основании частей 4, 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - также ЕГРН) сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 данного Федерального закона. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом, как следует из части 6 статьи 24 и части 1 статьи 25 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года, в связи с чем оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до названной даты, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
Следовательно, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, начатой по правилам Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, осуществляется в соответствии с этим законом; оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ до окончания переходного периода (до 1 января 2023 года либо до даты принятия Решения), осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ дополнен статьей 22.1, регулирующей вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ установлен порядок перехода от применения статьи 22 к применению статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, который зависит от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - Решение).
В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения - с 1 января 2023 г.), в субъекте Российской Федерации:
а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;
б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ;
в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ не осуществляется.
Как следует из части 2 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
При этом заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Из системного толкования приведенных норм прав следует, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (статьи 10 и 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
При оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.
Статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ предусмотрен механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости - рассмотрение заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости.
Часть 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 31 октября 2019 года N 544-П "Об установлении даты перехода к проведению на территории Ульяновской области государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Ульяновской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ с 15 ноября 2019 года.
Распоряжением Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 1 ноября 2019 года N 2507-од "О проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области" в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, постановлением Правительства Ульяновской области от 31 октября 2019 года N 544-П предписано провести в 2020 году государственную кадастровую оценку земель населенных пунктов в Ульяновской области.
Приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 20 октября 2020 года N 241-пр "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ульяновской области" в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Ульяновской области по состоянию на 1 января 2020 года.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ и Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года N 775-П "Об установлении даты перехода к применению на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к применению на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ (в первоначальной редакции, действовавшей до 11 августа 2020 года) в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
С 11 августа 2020 года статья 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ изложена в новой редакции (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ), согласно пункту 6 части 2 которой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом: с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.
При этом частью 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ установлено, что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку кадастровая оценка земель в 2020 году в Ульяновской области проводилась в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, то в соответствии с частью 4 статьи 18 данного Федерального закона (в первоначальной редакции, действовавшей до 10 августа 2020 года), частью 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании. С 11 августа 2020 года в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН, применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Таким образом, в Ульяновской области, в связи с переходом к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ с 15 ноября 2019 года, как при рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, так и при установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, только с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение (суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости) подано соответствующее заявление.
В этом состоит отличие статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ от положений части 5 стати 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, согласно которой кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Из административного искового заявления Архипова П.Л. следует, что Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Архипову П.Л. о взыскании задолженности по плате за землю за период с 15 сентября 2018 года по 31 августа 2021 года, процентов за пользование чужими денежными средствами, взыскании неосновательного обогащения за период с 1 сентября 2021 года по 7 октября 2021 года, процентов за пользование чужими денежными средствами, в связи с использованием земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", сумма платы за землю и неосновательного обогащения рассчитаны исходя из кадастровой стоимости земельного участка, действовавшей в 2018-2021 годах.
С 8 октября 2021 года Архипов П.Л. пользуется земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты" на основании договор аренды земельного участка N 24/02/А-2021-325 от 28 октября 2021 года.
Из представленных административным истцом материалов, а также информационного письма Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и решения ОГБУ "ЦГКО" от 2 июня 2022 года, приобщенных судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 306 и частью 1 статьи 63 КАС РФ к материалам дела в качестве доказательств, следует, что 31 декабря 2020 года в соответствии с Приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 20 октября 2020 года N 241-пр "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ульяновской области" в ЕГРН внесены результаты очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, в том числе кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 27 360 059, 04 руб. Период применения кадастровой стоимости с 1 января 2021 года до 11 января 2021 года.
С 11 января 2021 года по 6 октября 2021 года применяется кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 34 497 465, 75 руб, внесенная в ЕГРН на основании Акта об определении кадастровой стоимости от 28 января 2022 года N АОКС-73/2022/000021-исрп, утвержденного ОГБУ "ЦГКО".
6 октября 2021 года в ЕГРН внесены изменения в части сведений о виде разрешенного использования указанного земельного участка, в связи с чем на основании Акта об определении кадастровой стоимости от 28 января 2022 года N АОКС-73/2022/000021-исрп, утвержденного ОГБУ "ЦГКО", внесены сведения о кадастровой стоимости в размере 23 324 570, 06 руб. Период применения кадастровой стоимости с 6 октября 2021 года по 31 декабря 2021 года.
6 июня 2022 года в отношении указанного земельного участка в ЕГРН внесены сведения о его кадастровой стоимости в размере 14 088 067, 64 руб. на основании решения ОГБУ "ЦГКО" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости от 2 июня 2006 года N УРС -73-2022/000324, которое принято по заявлению Архипова П.Л, поступившему 23 мая 2022 года, на основании отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости N с18186/1 от 18 мая 2022 года. Период применения кадастровой стоимости с 1 января 2022 года по настоящее время.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", ранее установленная на даты 1 января 2020 года, 11 января 2021 года и 6 октября 2021 года является архивной. С 1 января 2022 года актуальной является кадастровая стоимость земельного участка, установленная ОГБУ "ЦГКО" по заявлению Архипова П.Л, в порядке реализации им права, предусмотренного статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ на установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
21 сентября 2022 года Архипов П.Л. обратился в ОГБУ "ЦГКО" с заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости по состоянию на 11 января 2021 года и на 6 октября 2021 года.
Согласно ответу ОГБУ "ЦГКО" от 30 сентября 2022 года N 73-ИОГВ-08-ПО-05/3371-исх/2384-вх/обр указанные заявления по существу не рассмотрены, поскольку предусмотренный пунктом 7 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ шестимесячный срок, исчисляемый с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка, для предъявления заявлений истек.
Отказывая в принятии данного административного искового заявления, судья, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ и на основании приведенных положений статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ исходил из того, что с 1 января 2021 года в Ульяновской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН, соответственно, на территории Ульяновской области вопросы установления кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются бюджетным учреждением - областным государственным бюджетным учреждением "Центр государственной кадастровой оценки" в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, в связи с чем возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" путем установления ее в размере рыночной стоимости по состоянию на 11 января 2021 года и на 6 октября 2021 года административным истцом утрачена, поэтому заявленные требования об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 11 января 2021 года и на 6 октября 2021 года в размере рыночной стоимости не подлежат рассмотрению в суде.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда, поскольку они обоснованы, соответствуют материалам дела, основаны на правильном применении законодательства.
В частной жалобе Архипов П.Л. сослался на пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 и указал, что у него сохраняется возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, ставшей архивной, в связи с сохранением права на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством, однако положениями статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ не предусмотрена возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке, вместе с тем отсутствие в статье 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ положений, регулирующих оспаривание архивной кадастровой стоимости, затрагивающей права лица, не свидетельствует о том, что такое лицо не может обратиться за судебной защитой.
Суд апелляционной инстанции с такими доводами частной жалобы не может согласиться, поскольку административный истец впервые обратился с заявлением об установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в бюджетное учреждение в 2022 году, по результатам рассмотрения заявления административного истца от 23 мая 2022 года решением ОГБУ "ЦГКО" от 2 июня 2022 года установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка по представленному административным истцом отчету в размере его рыночной стоимости, которая в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ применяется с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, то есть с 1 января 2022 года.
При этом ранее установленная по состоянию на 6 октября 2021 года кадастровая стоимость объекта недвижимости, стала архивной только в связи с тем, что была пересмотрена ОГБУ "ЦГКО" по заявлению Архипова П.Л. в порядке статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ). В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ.
Из административного искового заявления и материалов дела следует, что с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в 2021 года Архипов П.Л. в бюджетное учреждение и в суд не обращался.
В данном случае на дату обращения административного истца в бюджетное учреждение и в суд действовавшая в 2021 году по состоянию на 1 января 2021 года, на 11 января 2021 года и на 6 октября 2021 год кадастровая стоимость земельного участка хотя и стала архивной, в том числе в связи с тем, что кадастровая стоимость была пересмотрена 6 июня 2022 года ОГБУ "ЦГКО" по заявлению административного истца в порядке статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, однако право на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года для целей, установленных законодательством у административного истца не сохранилось, так как исходя из пункта 6 части 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для таких целей сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН, применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, то есть с 1 января 2022 года, а не с даты начала применения такой оспоренной кадастровой стоимости.
Иное означало бы, что все лица, которые обратились в бюджетное учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости в порядке статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, после того как бюджетное учреждение примет решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (которое в силу пункта 6 части 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ применяется с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано такое заявление), при отсутствии правовых оснований после установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости в порядке статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ получают дополнительную возможность обращаться с заявлением об оспаривании первоначально установленной кадастровой стоимости, которая стала архивной только в связи с тем, что она была пересмотрена бюджетным учреждением по заявлению административного истца в порядке статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Вместе с тем Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в отличие от Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ вообще не предусматривает применение вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размер его рыночной стоимости иначе как с 1 января года, в котором подано соответствующее заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, в том числе не предусматривает применение вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размер его рыночной стоимости со дня начала применения кадастровой стоимости.
Ссылка в частной жалобе на судебные акты, принятые по другим административным делам, с участием иных лиц, не может служить основанием для отмены определения суда по настоящему делу, поскольку нормы права применяются судом к определенным обстоятельствам, установленным по делу, судебные акты других судов по другим делам преюдициального значения при разрешении спора по данному делу не имеют, они приняты по иным фактическим обстоятельствам, с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами, а судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Другие доводы частной жалобы основаны на неправильном понимании административным истцом норм процессуального права, сводятся к несогласию с выводами, указанными в определении суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Обжалуемое определение суд апелляционной инстанции находит законным, обоснованным, вынесенным с соблюдение норм процессуального права. Оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены или изменения обжалуемого определения не имеется.
Руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение судьи Ульяновского областного суда от 5 октября 2022 года об отказе в принятии административного искового заявления Архипова Павла Леонидовича к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, областному государственному бюджетному учреждению "Центр государственной кадастровой оценки" об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости оставить без изменения, частную жалобу Архипова Павла Леонидовича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Ульяновский областной суд.
Судья А.Е. Бушмина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.