Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ляпина Н.А, судей Белова В.И. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 13 сентября 2022 года кассационную жалобу административного ответчика - администрации города Бузулука на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 25 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 14 июня 2022 года по административному делу N 2(1)-38/2022 по административному исковому заявлению Бузулукского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к администрации муниципального образования города Бузулука Оренбургской области (далее - администрация г. Бузулука), Управлению имущественных отношений администрации города Бузулука Оренбургской области о соблюдении законодательства при создании, использовании и содержании объектов гражданской обороны.
Заслушав доклад судьи Умбетовой Э.Ж, изложившей содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы и поступивших возражений, данные посредством видеоконференц-связи объяснения представителя административного ответчика - администрации г. Бузулука по доверенности Дементьевой Е.В. в обоснование доводов кассационной жалобы, объяснения прокурора четвертого отдела (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, полагавшего необходимым оставить обжалуемые судебные постановления без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бузулукский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с иском к МУП ЖКХ г. Бузулука, в котором просил обязать ответчика в течение десяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие N, расположенное по адресу: "адрес" в соответствие с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1309), Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 (далее - Правила N 583) путем подготовки документов, подтверждающих потребность в объектах гражданской обороны, поддержания объекта в состоянии постоянной готовности к использованию в качестве объекта гражданской обороны, обеспечения сохранности защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных элементов: входов, аварийных выходов из убежища (на входе в убежище защитно-герметическая дверь не закрывается, завален аварийный выход, часть оборудования демонтирована); восстановления герметизации и гидроизоляции убежища, приведения инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправное состояние; обеспечение средствами связи и оповещения; обеспечения технического обслуживания и ремонта защитного сооружения гражданской обороны, обеспечения условий для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в военное время.
На основании определений Бузулукского районного суда к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора привлечены администрация г. Бузулука и Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области, в качестве соответчика - Управление имущественных отношений администрации г. Бузулука Оренбургской области.
Определением Бузулукского районного суда от 16 ноября 2021 года произведена замена ненадлежащего ответчика МУП ЖКХ г. Бузулука на надлежащего - администрацию г. Бузулук.
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 25 февраля 2022 года административный иск удовлетворен. Суд обязал администрацию г. Бузулука в течение восемнадцати месяцев с даты вступления решения в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие N расположенное по адресу: "адрес" в соответствие с требованиями постановления Правительства Российской Федерации N 1309 и Правил N 583 путем поддержания объекта в состоянии постоянной готовности к использованию объекта гражданской обороны, обеспечения сохранности защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных элементов: входов, аварийных выходов из убежища (на входе в убежище защитно-герметическая дверь не закрывается, завален аварийный выход, часть оборудования демонтирована), восстановления герметизации и гидроизоляции убежища, приведения инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправное состояние, обеспечения средствами связи и оповещения, обеспечения технического обслуживания и ремонта защитного сооружения гражданской обороны, обеспечения условий для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в военное время.
В удовлетворении остальных административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 14 июня 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 26 сентября 2022 года, представитель административного ответчика - администрации г. Бузулука ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, выражая несогласие с ними по доводам, повторяющим по существу содержание апелляционной жалобы, указывая, что с момента передачи на основании постановления администрации г. Бузулука от 30 декабря 2013 года N 343-п "О закреплении на праве хозяйственного ведения" ЗС ГО N 513 на праве хозяйственного ведения МУП ЖКХ г. Бузулука, именно у данного юридического лица возникла обязанность по его надлежащему содержанию и эксплуатации. Считает, что поскольку балансодержателем N является МУП ЖКХ г. Бузулука, администрация г. Бузулука является ненадлежащим административным ответчиком по делу.
Прокуратурой Оренбургской области представлено возражение на кассационную жалобу.
Определением от 3 октября 2022 года Шестой кассационный суд общей юрисдикции перешел к рассмотрению кассационной жалобы администрации г. Бузулука по правилам административного судопроизводства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, что согласно части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) не препятствует ее рассмотрению. Данная информация в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 3 октября 2022 года.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", в судебном заседании 26 октября 2022 года был объявлен перерыв до 16 ноября 2022 года.
Проверив материалы административного дела, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы кассационной жалобы, а также доводы, изложенные в возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Бузулукской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Оренбургской области N 7-1-33-2020 от 15 апреля 2020 года "О проведении проверки исполнения законодательства при создании, использовании и содержании объектов гражданской обороны", с привлечением специалиста ОВД и ПР по г. Бузулуку и Бузулукскому, Грачёвскому и Курманаевскому районам УВД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области, проведена проверка защитных сооружений гражданской обороны, по результатам которой установлено, что ЗС ГО N не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию в качестве объекта гражданской обороны.
Из постановления администрации г. Бузулука от 30 декабря 2013 года N 343-п "О закреплении на праве хозяйственного ведения" следует, что объект недвижимости - нежилое заглубленное здание "Литер В" общей площадью 208, 4 кв. м по адресу: "адрес", закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ г. Бузулука (п. 1). Закрепление данного объекта следует произвести по акту приема-передачи в установленном законом порядке (п. 2). МУП ЖКХ г. Бузулука необходимо зарегистрировать право хозяйственного ведения на закрепленный объект в Бузулукском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (п. 3).
Постановлением администрации г. Бузулука от 12 ноября 2019 года нежилому заглубленному зданию "Литер В" общей площадью 208, 4 кв. м, принадлежащему МО г. Бузулук Оренбургской области, присвоен адрес: "адрес"
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17 марта 2014 года, нежилое здание одноэтажное (подземных этажей - 1) общей площадью 208, 4 кв. м с кадастровым N N, расположенное по адресу: "адрес" принадлежит на праве собственности МО г. Бузулук Оренбургской области.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от 12 октября 2021 года подтверждается, что право муниципальной собственности на указанное здание зарегистрировано за МО г. Бузулук Оренбургской области.
Разрешая заявленные требования Бузулукского межрайонного прокурора, суд первой инстанции, проанализировав положения применимых в настоящем деле законов и иных нормативных правовых актов - Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации N 1309, Правил N 583, пришел к выводу о том, что ЗС ГО N не соответствует требованиям действующего законодательства в области обеспечения гражданской обороны, в связи с чем посчитал заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, возложив на собственника убежища - администрацию г. Бузулук - обязанность в течении 1, 5 лет привести убежище в состояние, соответствующее требованиям Правил N 583.
Суд апелляционной инстанции с выводами районного суда согласился, оставив решение без изменения. Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что администрация г. Бузулука не является надлежащим ответчиком по заявленным в настоящем деле требованиям, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 28 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", исходил из того, что ЗС ГО N N находится в муниципальной собственности; органы местного самоуправления осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности; к вопросам местного значения городского округа относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о принятии мер по прекращению учета спорного объекта в качестве убежища, суд апелляционной инстанции указал, что данное обстоятельство не освобождает органы местного самоуправления от возложенной законом обязанности содержать защитное сооружение в исправном состоянии, позволяющем использование защитного сооружения по назначению, поскольку решение о снятии с учета сооружения на день рассмотрения дела судом не принято, а в силу указанных норм при определении статуса такого рода защитных сооружений специальный учет является определяющим.
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами и не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой повторяют позицию административного ответчика, приводимую в суде апелляционной инстанции.
Статус ЗС ГО N N как убежища подтвержден наличием паспорта убежища и нахождением на учете, следовательно, на данный объект распространяются требования Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 128-ФЗ "О гражданской обороне".
Согласно пункту 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации N 1309, органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Как установлено судами и не оспаривается административным ответчиком, ЗС ГО N N принадлежит на праве собственности МО г. Бузулук Оренбургской области. Эти же сведения отражены в паспорте ЗС ГО N N.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, выводы судов предыдущих инстанций о том, что надлежащим ответчиком по настоящему спору является администрация г. Бузулука, являются верными, основанными на правильном применении норм материального права, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующим спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом по правилам ст. 84 КАС РФ.
Отсутствие необходимых финансово-материальных ресурсов основанием для освобождения собственника от содержания принадлежащего ему имущества не является.
Ссылки в кассационной жалобе на иную судебную практику не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные доводы не свидетельствует о неправильности выводов судов по данному делу, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с заявленными требованиями, представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих данные правоотношения.
Доводы представителя административного ответчика о том, что в настоящее время в департамент гражданской обороны и защиты населения МЧС России направлены документы для снятия ЗС ГО N N с регистрационного учета, и в случае положительного решения затраченные на исполнение решения суда бюджетные средства будут признаны неэффективным использованием, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку в решении суда установлен разумный и достаточный срок для его исполнения, в том числе и с учетом указанного административным истцом вопроса.
Кроме того, в случае наличия объективной невозможности выполнения возложенной судом обязанности в установленный решением срок, административный ответчик не лишен права обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта в порядке, предусмотренном статьей 358 КАС РФ.
Учитывая, что при разрешении спора, суды предыдущих инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, характер спорного правоотношения, к которому применили нормы материального права, их регулирующие; все доказательства, представленные сторонами в материалы дела, получили оценку суда, результаты которой приведены в обжалуемых судебных актах, с указанием мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, а другие доказательства отвергнуты, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 25 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 14 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика - администрации г. Бузулука - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 30 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.