Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 10 октября 2022 года кассационную жалобу Ивановой В.Г. на решение Самарского областного суда от 18 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 августа 2022 года по административному делу N 3а-711/2022 по административному исковому заявлению Ивановой В.Г. к Правительству Самарской области об оспаривании в части постановления Правительства Самарской области от 11 июля 2014 года N 389 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 25 мая 2016 года N 265) "Об установлении категорий граждан, проживающих на территории Самарской области и нуждающихся в специальной социальной защите, и утверждении порядка и условий предоставления жилых помещений (квартир) для социальной защиты отдельных категорий граждан".
Заслушав доклад судьи Бритвиной Н.С, изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационной жалобы, выслушав в её поддержку объяснения Ивановой В.Г, её представителя Инжеваткиной Е.М, заключение прокурора Трофимова А.А, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением Правительства Самарской области от 11 июля 2014 года N 389 "Об установлении категорий граждан, проживающих на территории Самарской области и нуждающихся в специальной социальной защите, и утверждении порядка и условий предоставления жилых помещений (квартир) для социальной защиты отдельных категорий граждан" установлены категории граждан, проживающих на территории Самарской области и нуждающихся в специальной социальной защите, и утвержден порядок и условия предоставления жилых помещений (квартир) для социальной защиты отдельных категорий граждан (далее - Постановление Правительства Самарской области от 11 июля 2014 года N 389).
Данное постановление опубликовано в газете "Волжская коммуна" N 182 (29034) 16 июля 2014 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 25 мая 2016 года N 265, опубликованным в газете "Волжская коммуна" N 129 (29675) 26 мая 2016 года, в Постановление Правительства Самарской области от 11 июля 2014 года N 389 внесены изменения.
Подпункт "б" пункта 1 Постановления Правительства Самарской области от 11 июля 2014 года N 389 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 25 мая 2016 года N 265) устанавливает, что в специальной социальной защите в виде предоставления жилых помещений (квартир) специализированного жилищного фонда для социальной защиты отдельных категорий граждан нуждаются следующие категории граждан, проживающих на территории Самарской области:
одинокие (не состоящие в браке, не имеющие родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством содержать и оказывать необходимую помощь) или проживающие совместно с супругой (супругом) инвалиды, передвигающиеся с помощью кресла-коляски, сохранившие полную или частичную способность к самообслуживанию, не нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянной посторонней помощи и уходе, не обеспеченные жилым помещением или обеспеченные жилым помещением общей площадью менее двукратного размера учетной нормы, установленной для инвалидов органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположены жилые помещения (квартиры) специализированного жилищного фонда для социальной защиты отдельных категорий граждан, а также получавшие до обращения за специализированным жилым помещением не менее одного года социальные услуги в стационарной форме в организации социального обслуживания на территории этого же муниципального образования.
Иванова В.Г. (далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству Самарской области (далее - Правительство, административный ответчик).
В обоснование требований административным истцом указано, что она является инвалидом I группы, передвигающимся с помощью кресла-коляски, сохранившим частичную способность к самообслуживанию, не нуждающимся по состоянию здоровья в постоянной посторонней помощи и уходе. Департаментом управления имуществом городского округа Самара ей отказано в предоставлении жилого помещения в специализированном жилом доме со ссылкой на подпункт "б" пункта 1 постановления Правительства Самарской области от 11 июля 2014 года N 389, указав, что она имеет двух дочерей, которые по закону должны ухаживать за ней и содержать, чем нарушены её права на социальное обеспечение, социальную защиту и социальную поддержку, право на жилище.
Административный истец считает, что оспариваемые положения нормативного правового акта не отвечают принципу равенства, установленному статьей 19 Конституции Российской Федерации, статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку одиноко проживающие инвалиды поставлены в неравное положение с инвалидами, проживающими совместно с супругом, поэтому оспариваемая норма противоречит части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в той мере, в какой не позволяет при принятии решения о предоставлении специальной социальной защиты учитывать конкретные обстоятельства, в которых находится инвалид.
Административный истец просила признать недействующим подпункт "б" пункта 1 постановления Правительства Самарской области от 11 июля 2014 года N 389 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 25 мая 2016 года N 265) в части слов "не имеющие родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством содержать и оказывать необходимую помощь" с даты вступления в силу постановления от 25 мая 2016 года N 265.
Решением Самарского областного суда от 18 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 августа 2022 года, в удовлетворении административного иска Ивановой В.Г. отказано.
В кассационной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права, просит принять по делу новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление в полном объёме.
В обоснование доводов кассационной жалобы её автор утверждает, что судами обеих инстанций не применён закон, подлежащий применению, и применён закон, не подлежащий применению.
По мнению заявителя, суды обеих инстанций необоснованно пришли к выводу о том, что оспариваемое положение не ставит в неравное положение граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, а лишь определяют категории граждан, нуждающихся в такой защите. Вместе с тем, указанная норма не позволяет предоставлять жилые помещения одиноко проживающим инвалидам-колясочникам, имеющих родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством содержать их и оказывать необходимую помощь. В то же время данная норма допускает предоставление жилых помещений (квартир) специализированного жилищного фонда инвалидам, проживающим совместно с супругой (супругом), которые также могут иметь родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством содержать их и оказывать им необходимую помощь. Тем самым, оспариваемая норма необоснованно ограничивает право одиноко проживающих инвалидов на получение данного вида специальной социальной защиты инвалидов.
Кроме этого, как считает кассатор, нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты, является объективным критерием, с которым связывается инвалидность, а инвалиды нуждаются в специальной социальной защите государства, в том числе, в обеспечении жилыми посещениями в специализированном жилом фонде. В соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ государство приняло на себя обязанность обеспечить инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, которые направлены на создание им равных в другими гражданами возможностей участия в жизни общества, доступа к объектам социальной инфраструктуры, использование жилых помещений, пригодных для их проживания.
В судебном заседании Иванова В.Г. и её представитель Инжеваткина Е.М. доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали в полном объёме.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство Самарской области указывает на отсутствие оснований для её удовлетворения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами при рассмотрении настоящего административного дела и принятии обжалуемых судебных актов не допущено.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта недействующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что по настоящему административному делу такое основание для признания недействующим подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства Самарской области от 11 июля 2014 года N 389 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 25 мая 2016 года N 265) в части слов "не имеющие родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством содержать и оказывать необходимую помощь" отсутствует.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами судов, как основанными на применимых нормах материального права и надлежащей оценке представленных сторонами доказательств.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (подпункт 24 пункта 2).
Согласно пункту 2.1 указанной статьи органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости.
Исходя из критерия нуждаемости субъект Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств собственного бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (часть 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ).
При этом финансирование полномочий, предусмотренных статьей 26.3-1, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии такой возможности (часть 4 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ).
Таким образом, субъект Российской Федерации, исходя из критерия нуждаемости, вправе предоставлять меры социальной поддержки, если они являются дополнительными к установленным федеральным законодательством мерам социальной поддержки, а также в отношении тех категорий граждан, которым необходима государственная социальная помощь и которые субъектом Российской Федерации определены самостоятельно вне зависимости от наличия такой категории граждан в федеральных нормативных правовых актах.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые в соответствии с частью 1 статьи 98 настоящего Кодекса предназначены для проживания граждан, нуждающихся в социальной защите в соответствии с законодательством.
Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, согласно части 2 статьи 98 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Положениями статьи 19 Закона Самарской области от 5 июля 2005 года N 139-ГД "О жилище" (далее - Закон N 139-ГД) установлено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда Самарской области, относятся, в том числе, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Самарской области отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством Самарской области (статья 24 Закона N 139-ГД).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ) гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, в том числе: полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности (пункт1); наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан (пункт 8).
Правительство Самарской области, реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, в подпункте "б" пункта 1 постановления Правительства Самарской области от 11 июля 2014 года N 389 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 25 мая 2016 года N 265) предусмотрело установление мер социальной поддержки, в виде предоставления жилых помещений (квартир) специализированного жилищного фонда, в том числе, одиноким (не состоящим в браке, не имеющим родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством содержать и оказывать необходимую помощь) инвалидам.
Согласно пункту 2.4.6 "ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года N 532-ст (далее - ГОСТ Р 52495-2005) одинокий гражданин: гражданин, не состоящий в браке, не имеющий родственников, обязанных по закону содержать его и оказывать ему необходимую помощь.
Специальный дом для одиноких престарелых: учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного проживания одиноких граждан и супружеских пар пожилого возраста, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту (пункт 2.3.3.3 ГОСТ Р 52495-2005).
Руководствуясь приведенным правовым регулированием применительно к рассматриваемому административному делу, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят компетентным органом в пределах предоставленных законом полномочий с соблюдением установленной законом процедуры и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как верно констатировали судебные инстанции, оспариваемый административным истцом в части подпункт "б" части 1 постановления Правительства Самарской области от 11 июля 2014 года N 389 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 25 мая 2016 года N 265) определяет категории граждан, проживающих на территории Самарской области, для специальной социальной защиты в виде предоставления жилых помещений (квартир) специализированного жилищного фонда, среди которых указаны одинокие (не состоящие в браке, не имеющие родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством содержать и оказывать необходимую помощь) инвалиды.
Суды обоснованно исходили из того, что, оспаривая часть нормативного правового акта является составной часть наименования одной из категорий граждан, установленной законодательством, в том числе ГОСТ Р 52495-2005, и не вводит различия между правами данной категории лиц и правами других категорий, определенных данным постановлением, не ограничивает жилищные права одиноких инвалидов, а также не находится в противоречии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 15 Федерального закона N 442-ФЗ; в то же время, принадлежность гражданина к категории получателей социальных услуг не влечёт его безусловное отнесение к категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите для определения которых введено отдельное правовое регулирование, в том числе Законом N 139-ГД и постановлением Правительства Самарской области от 11 июля 2014 года N 389 (в редакции постановления Правительства Самарской области от 25 мая 2016 года N 265).
Отвергая доводы административного истца, суды обоснованно отметили, что оспариваемые положения нормативного правового акта не свидетельствуют о нарушении прав административного истца.
При таких обстоятельствах у судебных инстанций правовых оснований для удовлетворения административного иска Ивановой В.Г. не имелось.
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемая норма не позволяет предоставлять жилые помещения в жилищном фонде для социальной защиты отдельных категорий граждан одиноко проживающим инвалидам-колясочникам, имеющим родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством содержать их и оказывать им необходимую помощь, в то время как данная норма допускает возможность предоставления жилых помещений (квартир) специализированного жилищного фонда инвалидам, проживающим совместно с супругой (супругом), которые также могут иметь родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством содержать их и оказывать им необходимую помощь, что не соответствует статье 19 Конституции Российской Федерации, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку.
Так, суд апелляционной инстанции, отклоняя указанные выше доводы, обоснованно исходил из того, что установленные дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи не только категории "одинокие инвалиды", передвигающие с помощью кресла-коляски, но и категории "проживающие совместно с супругой (супругом) инвалиды", передвигающие с помощью кресла-коляски, не свидетельствуют о том, что оспариваемым подпунктом одиноко проживающие инвалиды поставлены в неравное положение с инвалидами, проживающими совместно с супругом, поскольку это разные категории лиц, которым за счёт средств бюджета Самарской области установлены дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи.
Иные аргументы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку и сводятся, по сути, к оспариванию обоснованности выводов судов.
Учитывая, что судами ошибок в применении и толковании норм материального и процессуального права не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Самарского областного суда от 18 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ивановой В.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 29 ноября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.