Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 февраля 2004 г. N А26-7916/02-212
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Клириковой Т.В., Кирейковой Г.Г.,
при участии от ООО "Кемская лесосырьевая компания" Беньяминова И.В. (юрисконсульт, доверенность от 20.10.2003),
рассмотрев 02.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Кемская лесосырьевая компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.09.2003 по делу N А26-7916/02-212 (судья Таратунин Р.Б.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кемская лесосырьевая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об отмене решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Карелия (далее - инспекция) от 29.11.2002 N 9 в части доначисления 7 708 206 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисления 104 271, 47 руб. пеней и 1 541 641 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также требований от 02.12.2002 N 177 об уплате налога и пеней и от 02.12.2002 N 62 об уплате штрафа.
Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило предмет иска и просило признать недействительным решение инспекции от 29.11.2002 N 9.
Решением суда от 29.09.2003 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит отменить решение и принять новое.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в суд не явился в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом налогового законодательства за период с 15.12.99 по 31.03.2002, о чем составлен акт от 01.11.2002 N 17.
По материалам проверки инспекцией вынесено решение от 29.11.2002 N 9, которым обществу части доначислено 7 708 206 руб. НДС, начислено 104 271, 47 руб. пеней и 1 541 641 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ.
Как установлено судом первой инстанции, общество (покупатель) заключило с ООО "Сити-ресурс" (продавец) договор купли-продажи от 24.12.2001 N 7/1 о продаже двух комплектов аппаратно-программного вычислительного комплекса. Общая сумма сделки определена сторонами в размере 46 249 240 руб. 85 коп., в том числе 7 708 206 руб. 81 коп. НДС. Договор был заключен в городе Воронеже. Факт передачи товара по данного договору зафиксирован в акте от 24.12.2001, составленном в городе Воронеже. Оплата по договору проведена 24.12.2001 через АКБ "Росевробанк" в городе Москве, сумма по договору перечислена на расчетный счет продавца в КБ "Рубобанк" (город Москва).
Общество, выступая в качестве продавца, 25.12.2001 заключило с ООО "Интернокс" (покупатель) договор купли-продажи N 9/2, согласно которому покупатель приобрел два комплекта аппаратно-программного вычислительного комплекса. Оплата товара произведена четырьмя векселями N ВП 0009, N ВП 0010, N ВП 0011, N ВП 0012 все от 29.11.2001 по акту приема-передачи векселей от 25.12.2001. Названные договор и акт составлены в городе Волгограде.
В представленной 21.01.2002 в инспекцию декларации по НДС за декабрь 2001 года общество включило в налоговые вычеты сумму 7 708 206 руб. 81 коп налога, уплаченных поставщику ООО "Сити-ресурс".
По мнению инспекции, названная сумма неправомерно предъявлена к вычету, поскольку в счете-фактуре от 24.12.2001 не указан его порядковый номер. В названной счете-фактуре также отсутствует подпись бухгалтера. Кроме того, нет доказательств реального исполнения сделок, сделки заключены с целью выделения в расчетных документах НДС и последующего возмещения налога из федерального бюджета. По мнению ответчика, заявитель, являясь участником разработанной схемы, злоупотребил правом, предусмотренным статьей 176 НК РФ, и имел целью не реализацию товара, а получение из бюджета денежных средств в виде НДС, образовавшегося как налоговые вычеты.
Общество не согласилось с решением инспекции и оспорило его в арбитражный суд.
Суд отказал обществу в удовлетворении требований, и кассационная инстанция считает такое решение правильным.
Порядок исчисления НДС установлен статьей 166 НК РФ.
В соответствии со статьей 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно статье 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Пунктом 1 статьи 176 НК РФ установлено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Положения названных норм действуют в отношении добросовестных налогоплательщиков.
Суд первой инстанции правильно указал, что фактическое исполнение договоров в данном случае влияет на интересы государства, поскольку заявитель претендует на возмещение денежных средств из бюджета, и суд при разрешении спора обязан проверить обстоятельства, связанные с фактическим исполнением заключенных налогоплательщиком сделок, поскольку на эти обстоятельства указывает инспекция.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Для опровержения доводов инспекции о том, что договоры реально не исполнены, обществу было предложено представить дополнительные доказательства (товарно-транспортные накладные, путевые листы и другие документы), подтверждающие фактическое получение товара в городе Воронеже и его доставку в город Волгоград.
Заявитель дополнительных доказательств не представил.
Суд, оценив представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о том, что фактическое исполнение обязательств по договору обеими сторонами не подтверждено, сделки были только лишь зафиксированы на бумажных носителях без их реального исполнения с целью получения возмещения из федерального бюджета денежных средств.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда.
Доводы подателя жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов суда, что недопустимо в суде кассационной инстанции.
Кроме того, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут служить основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Таким образом, счета-фактуры, соответствующие требованиям статьи 169 НК РФ, являются основанием для применения налоговых вычетов.
В пункте 5 статьи 169 НК РФ приведен перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в счете-фактуре. Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны порядковый номер и дата выписки счета-фактуры. В соответствии с пунктом 6 статьи 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии с приказом по организации.
В данном случае в представленной заявителем при проверке счете-фактуре отсутствовали порядковый номер, что отражено в акте проверки и в решении о привлечении заявителя к налоговой ответственности, а также подпись главного бухгалтера либо иного уполномоченного должностного лица.
Из материалов дела видно, что Общество после получения акта проверки в установленный пунктом 5 статьи 100 НК РФ срок не представило исправленную счет-фактуру (л.д. 19) и исправленная счет-фактура у налогоплательщика отсутствовала на момент проведения проверки.
Как установлено судом первой инстанции исправленная счет-фактура представлена в налоговый орган в феврале 2003 года, то есть после вынесения инспекцией оспариваемого решения. Следовательно, на момент принятия этого решения оно соответствовало нормам налогового законодательства.
Представление исправленных счетов-фактур после истечения срока, установленного пунктом 5 статьи 100 НК РФ, и тем более после вынесения инспекцией оспариваемого решения не свидетельствует о каких-либо нарушениях, допущенных инспекцией.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права и не нарушены нормы процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.09.2003 по делу N А26-7916/02-212 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Кемская лесосырьевая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. N А26-7916/02-212
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника