Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 января 2004 г. N А26-3781/03-214
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Корабухиной Л.И. и Пастуховой М.В;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Медвежьегорскому району Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.09.03 по делу N А26-3781/03-214 (судья Андреев А.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Медвежьегорский леспромхоз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Медвежьегорскому району Республики Карелия (далее - Инспекция) от 17.03.03 N 05-04/84, принятого по результатам камеральной проверки декларации заявителя по ставке 0% за сентябрь 2002 года.
Решением от 22.09.03 суд удовлетворил данное заявление со ссылкой на то, что отказ налогового органа в возмещении Обществу 117 605 рублей НДС за сентябрь 2002 года не основан на положениях статей 165, 169, 171-172 и пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда, а дело направить на новое рассмотрение. По мнению налогового органа, Общество неправомерно предъявило к вычету и возмещению 117 605 рублей НДС, так как его поставщики не представляют отчетность, поэтому "подтвердить факт оплаты встречной налоговой проверкой невозможно". Инспекция также указывает на то, что в нарушение подпункта 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ в выставленной обществом с ограниченной ответственностью "Альфа" (далее - ООО "Альфа") счете-фактуре указаны недостоверные сведения о грузоотправителе: индивидуальный идентификационный номер (далее - ИНН) принадлежит иному юридическому лицу.
Представители сторон, в установленном порядке извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно акту от 20.01.03 Инспекция, проверив в камеральном порядке измененную декларацию Общества по НДС за сентябрь 2002 года, признала неправомерным предъявление к вычету 117 605 рублей НДС. Вывод налогового органа основан на том, что поставщики не представляют отчетность, поэтому невозможно "подтвердить факт оплаты встречной проверкой", а в счете-фактуре от 01.11.01 N 00167, выставленной ООО "Альфа", указан не его ИНН.
Принятым по результатам проверки решением от 17.03.03 N 05-04/84 Инспекция предложила Обществу уменьшить на 117 605 рублей сумму налога, "исчисленную в завышенных размерах к возмещению за сентябрь 2002 года", и внести необходимые изменения в бухгалтерский учет.
Кассационная инстанция считает, что суд правомерно удовлетворил заявление Общества, поскольку названное решение налогового органа не основано на нормах налогового законодательства и нарушает права налогоплательщика.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при осуществлении экспортных операций и порядок реализации этого права установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы. В свою очередь налоговый орган не позднее трех месяцев со дня представления этих документов должен принять решение о возмещении путем зачета или возврата сумм налога либо об отказе в его возмещении, проверив обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов на основании документов, указанных в статье 165 и пункте 1 статьи 172 НК РФ.
Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками экспортированных товаров (работ, услуг), не устанавливается и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации по ставке 0% и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками товаров (работ, услуг).
Согласно же пункту 2 статьи 171, пункту 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов. Поэтому неправомерен довод Инспекции о том, что "факт оплаты" (видимо, предъявленной к вычету суммы НДС) в ходе встречной проверки не подтвержден.
Несостоятельным кассационная инстанция считает и довод Инспекции о нарушении Обществом подпункта 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ в связи с "указанием в счетах-фактурах недостоверных сведений о ИНН грузоотправителя". Пункт 5 статьи 169 НК РФ содержит исчерпывающий перечень реквизитов, которые в обязательном порядке должны быть указаны в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщику продавцом товаров (работ, услуг), в том числе наименование, адрес и ИНН продавца и покупателя (подпункт 2 названной нормы).
В данном случае налоговый орган не оспаривает, что в выставленной Обществу на оплату товаров счете-фактуре от 01.11.01 N 00167 указаны все сведения, предусмотренные пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, то есть этот документ составлен и выставлен с соблюдением порядка, установленного названной нормой. Вместе с тем, нормами главы 21 Налогового кодекса, в том числе и пунктами 5-6 статьи 169 НК РФ, на покупателя товаров (работ, услуг) не возложена ответственность за достоверность сведений об ИНН продавца этих товаров (работ, услуг), указанных им в счетах-фактурах. Согласно же пункту 2 статьи 169 НК РФ невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 этой же статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, уплаченные продавцом.
Не оспаривает Инспекция и факт представления Обществом предусмотренных пунктом 1 статьи 172 НК РФ первичных документов (счетов-фактур и платежных документов), подтверждающих уплату 117 605 рублей НДС на основании счетов-фактур, выставленных его поставщиками на оплату приобретенного товара (листы дела 20-27), что в силу названной нормы, пункта 1 статьи 169, пункта 2 статьи 171 НК РФ и является основанием для применения вычетов и возмещения сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг).
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.09.03 по делу N А26-3781/03-214 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Медвежьегорскому району Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В.Троицкая |
М.В.Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2004 г. N А26-3781/03-214
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника