Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 января 2004 г. N А13-5403/03-07
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В., Зубаревой Н.А.,
рассмотрев 27.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области на решение от 28.08.2003 (судья Богатырева В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 22.10.2003 (судьи Осокина Н.Н., Чельцова Н.С., Ралько О.Б.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-5403/03-07,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЧереповецМеталлСервис" (далее - ООО "ЧереповецМеталлСервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области (далее - налоговая инспекция) от 30.06.2003 N 18-10/213 о доначислении Обществу 4 914 руб. налога с владельцев транспортных средств, а также требования от 30.06.2003 N 12-10/213 об уплате указанной суммы налога.
Решением суда от 28.08.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.10.2003, требования Общества полностью удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права - статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон "О дорожных фондах"), статей 6 и 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а также определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О.
Стороны о времени и месте слушания дела надлежащим образом извещены, однако представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "ЧереповецМеталлСервис" 31.03.2003 представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу с владельцев транспортных средств за 2002 год, рассчитанному на основании ставок, установленных пунктом 1 статьи 6 Закона "О дорожных фондах".
Налоговый орган в ходе камеральной проверки указанной декларации доначислил Обществу 4 914 руб. названного налога. При этом налоговая инспекция исходила из того, что до 10.04.2002 (до вступления в силу определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О) применяются ставки налога с владельцев транспортных средств, установленные законами субъектов Российской Федерации, в частности, статьей 3 Закона Вологодской области "О территориальном дорожном фонде" (далее - Закон Вологодской области), а после указанной даты - ставки, предусмотренные пунктом 1 статьи 6 Закона "О дорожных фондах".
На основании результатов проверки налоговый орган принял решение от 30.06.2003 N 18-10/213 о доначислении ООО "ЧереповецМеталлСервис" 4 914 руб. налога с владельцев транспортных средств и направил налогоплательщику требование N 18-10/213 об уплате указанной суммы до 10.07.2003.
Общество не согласилось с решением и требованием налоговой инспекции и оспорило их в арбитражный суд.
Заявитель считает, что налоговый орган неправомерно при расчете налога с владельцев транспортных средств за 2002 год применяет повышенные ставки налога, установленные Законом Вологодской области, поскольку определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О признано неконституционным положение пункта 5 статьи 6 Закона "О дорожных фондах", предусматривающее возможность установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом "О дорожных фондах".
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, согласились с доводами налогоплательщика и признали недействительными оспариваемые ненормативные акты налогового органа.
Кассационная инстанция считает судебные акты правильными и не находит оснований для их отмены.
Налог с владельцев транспортных средств установлен статьей 6 Закона "О дорожных фондах". Пунктом 5 этой статьи предусматривалось право субъектов Российской Федерации увеличивать ставки налога относительно ставок, указанных в статье 6 названного Закона.
В связи с этим статьей 3 Закона Вологодской области были установлены повышенные ставки налога с владельцев транспортных средств.
Однако согласно пункту 1 резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", а также часть первая статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год" относительно размера ставок налога, как аналогичные положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08 октября 1997 года, от 11 ноября 1997 года и от 30 января 2001 года, утрачивают силу и не подлежат применению, как не соответствующие Конституции Российской Федерации, ее статьям 57 и 75 (часть 3).
В соответствии со статьей 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции Российской Федерации, не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации, не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Таким образом, после вступления в силу определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О, нормативные акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие повышенные ставки налога с владельцев транспортных средств, применяться не могут. Кроме того, не подлежат исполнению решения судов и иных органов, вынесенные на основании этих нормативных актов.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о неправомерном доначислении налоговым органом Обществу налога с владельцев транспортных средств за 2002 год и признали недействительным решение и требование налоговой инспекции.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 28.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 22.10.2003 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-5403/03-07 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В.Шевченко |
Н.А.Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 января 2004 г. N А13-5403/03-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника