Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу первого заместителя главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Ф. на вступившие в законную силу постановление судьи Изобильненского районного суда Ставропольского края от 15 июля 2022 г. и решение судьи Ставропольского краевого суда от 7 сентября 2022 г., вынесенные в отношении должностного лица - первого заместителя главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Ф. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Изобильненского районного суда Ставропольского края от 15 июля 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Ставропольского краевого суда от 7 сентября 2022 г, первый заместитель главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Ф. (далее также - должностное лицо органа местного самоуправления, администрации) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, Ф. просит отменить вынесенные в отношении него судебные акты, приводя доводы об их незаконности, и прекратить производство по делу.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 года N 27л/с.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Основанием для привлечения первого заместителя главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Ф. к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужило то, что администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края в установленный срок, то есть до 31 декабря 2021 г, не выполнено представление Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю от 16 февраля 2021 г..N N в части требований об обеспечении возврата средств в размере 48 352, 42 рублей в доход федерального бюджета, неправомерно перечисленных подрядной организации в качестве оплаты фактически не выполненных объемов работ в рамках муниципального контракта или невыполнение работ по устройству искусственных неровностей из асфальтобетонной смеси, укрепление обочин щебнем толщиной 10 см (ПГС 12 см) в соответствии с условиями заключенного контракта, а также о принятии мер по устранению его причин и условий; об обеспечении возврата средств в размере 1 341 999, 10 рублей в доход федерального бюджета, неправомерно перечисленных подрядной организации в качестве оплаты фактически не выполненных объемов работ в рамках муниципального контракта или невыполнение работ по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия в соответствии с условиями заключенного контракта, а также о принятии мер по устранению его причин и условий; об обеспечении возврата средств в размере 28 743, 61 рублей в доход федерального бюджета, перечисленных подрядной организации в качестве оплаты некачественно выполненных объемов работ в рамках муниципальных контрактов или невыполнение работ по установке 99 мп дорожных бортовых камней БР "данные изъяты" на пешеходных переходах в соответствии с условиями заключенного контракта, а также о принятии мер по устранению его причин и условий; об обеспечении возврата средств в размере 3 430, 85 рублей в доход федерального бюджета, перечисленных подрядной организации в качестве оплаты некачественно выполненных объемов работ в
рамках муниципальных контрактов или невыполнение работ по установке дорожных знаков в соответствии с условиями заключенного контракта, а также о принятии мер по устранению его причин и условий; об обеспечении возврата средств в размере 72 212, 56 рублей в доход федерального бюджета, перечисленных подрядной организации в качестве оплаты некачественно выполненных объемов работ в рамках муниципальных контрактов или невыполнение работ по укладке верхнего слоя асфальтобетонного покрытия в соответствии с условиями заключенного контракта, а также о принятии мер по устранению его причин и условий; об обеспечении возврата средств в размере 5 686 627, 49 рублей в доход федерального бюджета, перечисленных подрядной организации в качестве оплаты некачественно выполненных объемов работ в рамках муниципальных контрактов или невыполнение работ по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия в соответствии с условиями заключенного контракта, а также о принятии мер по устранению его причин и условий.
Судья районного суда, выводы которого поддержал судья краевого суда, признал доказанными факт совершения заместителем главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Ф. вменяемого ему административного правонарушения и его вину в этом.
Вместе с тем выводы нижестоящих судебных инстанций не учитывают следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю на основании приказа от 03 ноября 2020 г. N 297-к/р в отношении администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края проводилась внеплановая выездная проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" за 2019 год и истекший период 2020 года, по результатам которой в адрес администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края 16 февраля 2021 г. внесено указанное выше представление за N, со сроком исполнения до 1 июля 2021 г.
На основании письма администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края от 16 июня 2021 г. срок исполнения представления был продлен до 31 декабря 2021 г. с указанием на необходимость сообщения о выполнении пунктов 2 - 7 представления (названные выше требования) до 11 февраля 2022 г.
В срок до 31 декабря 2021 г. указанные в представлении денежные средства подрядными организациями в федеральный бюджет не возвращены. В удовлетворении заявления администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края от 10 февраля 2022 г. о продлении срока исполнения представления Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю отказано, в отношении заместителя главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Ф. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе производства по делу об административном правонарушении Ф. неоднократно приводились доводы, указывающие на то, что администрацией принимались меры, направленные на обеспечение возврата подрядными организациями денежных средств, на которые указано в представлении, в федеральный бюджет, следовательно в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Между тем, такие доводы должностного лица, надлежащей правовой оценки с позиции приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не получили.
Согласно письму Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю от 2 августа 2021 г. N в адрес администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края пункт 1, 8-13 представления от 16 февраля 2021 г. N с контроля сняты.
Во исполнение изложенных в представлении требований администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края в адрес подрядных организаций ДД.ММ.ГГГГ были направлены письма и копии представления с предложением устранить указанные в нем замечания, а 13 мая 2021 г. направлены претензии о возврате денежных средств с предупреждением об обращении в случае неисполнения предъявленных требований в добровольном порядке в Арбитражный суд Ставропольского края.
12 июля 2021 г. администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края в Арбитражный суд Ставропольского края подано исковое заявление к ООО " "данные изъяты"" о взыскании денежных средств, выплаченных за счет средств федерального бюджета, в размере 48 352, 42 рублей (пункт 2 представления), а также взыскании штрафных санкций в размере 975 441, 38 рублей за неисполнение обязательств (впоследствии подано уточненное исковое заявление с учетом возврата денежных средств, выплаченных за счет средств краевого и местного бюджетов). В рамках рассмотрения данного дела по ходатайству третьего лица по делу - ООО " "данные изъяты"" назначена экспертиза, в связи с чем производство по делу приостановлено.
13 июля 2021 г. "данные изъяты" в Арбитражный суд Ставропольского края подано исковое заявление к ООО " "данные изъяты"" о взыскании денежных средств, выплаченных за счет средств федерального бюджета, в размере 7 104 270 рублей (не выполненные работы по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия на сумму 1 341 999, 10 рублей; работы по установке дорожных знаков на сумму 3 430, 85 рублей; некачественно выполненные работы по укладке верхнего слоя асфальтобетонного покрытия на сумму 72 212, 56 рублей; некачественно выполненные объемы работ по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия на сумму 5 686 627, 49 руб. - пункты 3, 5, 6, 7 представления), а также взыскании штрафных санкций в размере 633 815, 40 рублей (впоследствии подано уточненное исковое заявление с учетом возврата денежных средств, выплаченных за счет средств краевого и местного бюджетов). По данному делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, согласно выводам которой объем и качество выполненных ООО " "данные изъяты"" работ в рамках муниципального контракта N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ соответствуют условиям контракта и требованиям действующего законодательства. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 6 апреля 2022 г, оставленным без изменения решением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2022 г. и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 октября 2022 г, в удовлетворении исковых требований администрации отказано.
14 июля 2021 г. "данные изъяты" в Арбитражный суд Ставропольского края подано исковое заявление о взыскании с ООО " "данные изъяты"" денежных средств, выплаченных за счет средств федерального бюджета, в размере 28 743, 61 рублей (пункт 4 представления), а также взыскании штрафных санкций в размере 857 273, 85 рублей за неисполнение обязательств (впоследствии подано уточненное исковое заявление с учетом возврата денежных средств, выплаченных за счет средств краевого и местного бюджетов). По данному делу была проведена судебная строительно-техническая экспертиза, согласно выводам которой виды, объемы, стоимость и качество работ по укладке дорожных бортовых камней на пешеходных переходах в "адрес": на пересечении с "адрес" и нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном в районе жилого "адрес", выполненных ООО " "данные изъяты"", соответствуют условиям контракта, государственным стандартам, строительным нормам и правилам, регламентирующим производство такого вида работ. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 16 июня 2022 г, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2022 г. в удовлетворении исковых требований администрации в части возврата денежных средств, выплаченных за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов в общем размере 54 736, 80 рублей, в том числе, за счет средств федерального бюджета в размере 28 743, 61 рубля, отказано.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют, что администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края действительно в течение срока, указанного в представлении, принимались меры по выполнению указанных в нем требований, а именно по обеспечению возврата перечисленных подрядным организациям денежных средств, однако выполнение представления не представилось возможным по независящим от должностного лица Ф, который своими действиями не мог влиять как на сроки рассмотрения дел, так и выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований органа местного самоуправления, обстоятельствам.
Таким образом, учитывая предпринятые названным должностным лицом меры по возврату денежных средств и результаты рассмотрения дел арбитражными судами, следует признать, что собранные по делу доказательства не являются достаточными для обоснования выводов о том, что пункты 2-7 представления Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю от 16 февраля 2021 г. N должностным лицом Ф. не выполнены в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением служебных обязанностей, следовательно о наличии во вменяемом Ф. деянии объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Указанные положения получили развитие в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В рассматриваемом случае вину лица, привлекаемого к административной ответственности, установленной и доказанной признать нельзя.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Изобильненского районного суда Ставропольского края от 15 июля 2022 г. и решение судьи Ставропольского краевого суда от 7 сентября 2022 г, вынесенные в отношении должностного лица - первого заместителя главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Ф. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в деянии первого заместителя главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Ф. состава вменяемого административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Ф. удовлетворить.
Постановление судьи Изобильненского районного суда Ставропольского края от 15 июля 2022 г. и решение судьи Ставропольского краевого суда от 7 сентября 2022 г, вынесенные в отношении должностного лица - первого заместителя главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Ф. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
судья районного суда Шаманская О.А, судья краевого суда Косолапова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.