Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 сентября 2022 г.
по административному делу по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике к Хаджиевой М.А. о взыскании недоимки в размере 1 639, 69 рублей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав Хаджиеву М.А, возражавшую относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике обратилось в суд с административным иском к Хаджиевой М.А. о взыскании недоимки в размере 1 639, 69 рублей.
В обоснование требований указано, что Хаджиева М.А. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика. В связи с неуплатой налогов и страховых взносов, налоговым органом в отношении административного ответчика выставлены соответствующие требования, в которых сообщалось о наличии у нее задолженности на общую сумму 23 339, 93 рублей. Мировым судьей судебного участка N 2 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики выдан судебный приказ от 26 октября 2021 г. в отношении Хаджиевой М.А. о взыскании недоимки и пени по налогам в общем размере 23 339, 93 рублей, который был отменен 18 января 2022 г. в связи с поступившими возражениями Хаджиевой М.А. относительно его исполнения. Поскольку на момент отмены судебного приказа требования налогового органа были исполнены не в полном объеме, Управление Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике обратилось в суд с административным исковым заявлением к Хаджиевой М.А, в котором просило взыскать задолженность в оставшемся размере 1 639, 69 рублей, в том числе: налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 83 рубля и пени по нему 1, 13 рублей; транспортный налог за 2018 год в размере 1 373 рубля и пени по нему 18, 74 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2018 год в размере 25, 82 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2018 год в размере 138 рублей.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 июля 2022 г. требования Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 сентября 2022 г. вышеуказанное решение суда отменено в части взыскания с Хаджиевой М.А. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 25, 82 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 138 рублей с вынесением в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении требований Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике о взыскании с Хаджиевой М.А. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 25, 82 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 138 рублей за 2018 год, а также дополнительно указано место жительства должника.
В кассационной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике, поданной 11 октября 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 18 октября 2022 г, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 сентября 2022 г, как не соответствующего нормам материального и процессуального права, направлении административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Как установлено судами, Хаджиева М.А. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика и имеет статус адвоката, а также является владельцем транспортного средства и объекта недвижимого имущества.
В адрес налогоплательщика Хаджиевой А.М. направлено налоговое уведомление от 25 июля 2019 г. N 46423224 на общую сумму 1 457 рублей (в том числе, транспортного налога за 2018 г. в размере 1 373 рубля и налога на имущество физических лиц в размере 84 рубля), несвоевременная уплата которых повлекла начисление пени в размере 18, 74 рубля по транспортному налогу и 1, 13 рубля по налогу на имущество физически лиц.
В связи с неуплатой налогов и страховых взносов, налоговым органом в отношении административного ответчика выставлены:
- требование от 8 июля 2019 г. N 35611 об уплате до 6 ноября 2019 г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 708, 24 рублей и пени в размере 1, 06 рублей за период со 2 по 7 июля 2019 г.;
- требование от 6 февраля 2020 г. N 2429 об уплате до 20 марта 2020 г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год в размере 18 258, 24 рублей, пени за период с 1 по 5 февраля 2020 г. в размере 136, 94 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год в размере 3 442 рубля и пени за период с 1 января по 5 февраля 2020 г. в размере 25, 82 рублей.
В материалы дела административным ответчиком представлены: платежное поручение от 5 октября 2018 г. N 150, из которого следует, что Коллегия адвокатов Кабардино-Балкарской Республике оплатила за Хаджиеву М.А. страховые взносы в Пенсионный фонд в фиксированном размере за рассматриваемый период 2018 г. на сумму 26 545 рублей; платежное поручение от 5 октября 2018 г. N 151, из которого следует, что Коллегия адвокатов Кабардино-Балкарской Республике оплатила за Хаджиеву М.А. страховые взносы в фонд медицинского страхования в фиксированном размере за рассматриваемый период 2018 г. на сумму 5 840 рублей.
Кроме того, как установлено в период с 3 апреля 2017 г. по 5 октября 2017 г. Хаджиева М.А. находилась в декретном отпуске, ее статус адвоката был приостановлен, что нашло свое подтверждение также в суде апелляционной инстанции.
Мировым судьей судебного участка N 2 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики по заявлению налогового органа выдан судебный приказ от 26 октября 2021 г. в отношении Хаджиевой М.А. о взыскании недоимки и пени по налогам в общем размере 23 339, 93 рублей (в том числе, транспортного налога в размере 1 373 рубля и пени 18, 74 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 83 рубля и пени 1, 13 рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 18 258, 24 рублей, пени в размере 138 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 3 442 рубля и пени в размере 25, 82 рублей).
Названный судебный приказ был отменен 18 января 2022 г. в связи с поступившими возражениями Хаджиевой М.А. относительно его исполнения.
Исходя из того, что на момент отмены судебного приказа требования налогового органа были исполнены не в полном объеме, Управление Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике обратилось в суд с административным исковым заявлением к Хаджиевой М.А, в котором просило взыскать задолженность в оставшемся размере 1 639, 69 рублей, в том числе: налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 83 рубля и пени по нему 1, 13 рублей; транспортный налог за 2018 год в размере 1 373 рубля и пени по нему 18, 74 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2018 год в размере 25, 82 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2018 год в размере 138 рублей.
Административный иск требований налогового органа о взыскании с Хаджиевой М.А. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 708, 24 рублей и пени в размере 1, 06 рублей не содержит.
Удовлетворяя требования налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что наличие задолженности по страховым взносам за 2018 г. и пени по ним, а также по транспортному налогу и налогу на имущество за 2018 г. и пени по ним, подтверждено надлежащими доказательствами при наличии обязанности у Хаджиевой М.А. к их уплате, расчет задолженности по страховым взносам, налогам и пени является верным, срок налоговым органом для обращения в суд не пропущен.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился в части взыскания задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество, а также пени по ним, признав их сделанными на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции признал необоснованными выводы суда первой инстанции в части требований о взыскании с Хаджиевой М.А. пени по страховым взносам за 2018 г. в размере 25, 82 рублей и 138 рублей, учитывая в качестве надлежащего доказательства своевременного внесения соответствующих страховых взносов за рассматриваемый период 2018 г. платежные поручения от 5 октября 2018 г. N 150 и N 151, из которых факт их уплаты соответствующим адвокатским образованием за Хаджиеву М.А. подтвержден, в связи с чем задолженности по пени за указанный в административном иске период у нее быть не может.
Судебная коллегия полагает выводы суда апелляционной инстанции верными, соответствующими обстоятельствам дела и сделанными с соблюдением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами, в том числе индивидуальные предприниматели.
На основании статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней и штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней и штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней и штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Рассмотрение дел о взыскании недоимки за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налоговой задолженности может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Поскольку доказательства своевременной уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, так и на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018 г. Коллегией адвокатов Кабардино-Балкарской Республике за Хаджиеву М.А. на сумму 26 545 рублей и 5 840 рублей в пределах установленного срока до истечения 2018 г, были представлены суду первой инстанции, и нашли надлежащую оценку суда апелляционной инстанции, следовательно, оснований для начисления по ним пени и их взыскания у налогового органа не имелось. При этом факт поступления в бюджет платежей на основании приведенных платежных документов от 5 октября 2018 г. N 150 и N 151 не опровергался.
Ссылка заявителя жалобы на то, что денежные средства, поступившие по платежным поручениям от 5 октября 2018 г. N 150 и N 151 были направлены на погашение задолженности по аналогичным страховым взносам Хаджиевой М.А. за 2017 г. подлежит отклонению, поскольку из содержания представленных платежных поручений следует однозначное назначение платежа за текущий период 2018 г.
Вопреки утверждению жалобы, назначение платежей, указанных в платежных документах, в полной мере отражает волеизъявление плательщика на погашение страховых взносов Хаджиевой М.А. в фиксированном размере за период 2018 г, соответствующие графы платежных документов содержат отметки о текущем характере платежей "ТП" и периоде "ГД 00.2018", что соответствует приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" и позволяет идентифицировать платеж.
Иные доводы жалобы не содержат обстоятельств, которые не были учтены судом апелляционной инстанции, такие доводы мотивированно опровергнуты, оснований для переоценки доказательств у суда кассационной инстанции не имеется.
При таком положении выводы суда апелляционной инстанции следует признать правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, а обжалуемый акт постановленным с соблюдением приведенных норм материального права, что является основанием для оставления его без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 декабря 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.