Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 11 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 15 июля 2022 г.
по административному делу по административному иску Мамиева А.Х. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мамиев А.Х. обратился в суд с административным иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка от 23 декабря 2019 г. N 07-БМ-03/5841 и возложении обязанности продажи земельного участка на условиях проекта от 21 января 2021 г. по цене 26 650 рублей.
В обоснование требований указано, что Мамиев А.Х. является арендатором земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 5 000 кв.м по адресу: "адрес", б/н, на основании договора аренды от 1 декабря 2005 г. N 52. Заявлением от 12 декабря 2019 г. административной истец обратился о представлении указанного земельного участка в собственность за плату, которое было оставлено без удовлетворения письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике от 23 декабря 2019 г. В обоснование отказа в продаже земельного участка указано на положения пункта 1 статьи 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2004 г. N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике", согласно которым приватизация земель сельскохозяйственного назначения может осуществлять по истечении 49 лет с момента вступления названного закона в силу. В дальнейшем 26 января 2021 г. Мамиев А.Х. вновь обратился с заявлением в отношении названного земельного участка, приложив проект договора купли-продажи, на который также был получен ответ о невозможности положительного рассмотрения в связи с наличием судебного спора.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 5 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 августа 2020 г, требования Мамиева А.Х. удовлетворены в полном объеме.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 ноября 2020 г. постановленные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 11 мая 2021 г. требования Мамиева А.Х. удовлетворены в полном объеме, отказ административного ответчика от 23 декабря 2019 г. N 07-БМ-03/5841 признан незаконным с возложением на него обязанности продажи земельного участка Мамиеву А.Х. на условиях проекта от 21 января 2021 г. по цене 26 650 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 15 июля 2022 г. вышеуказанное решение отменено в части возложения на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике обязанности заключить договор купли-продажи спорного земельного участка с отказом в удовлетворении данного требования и возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Мамиева А.Х. о предоставлении в собственность земельного участка.
В кассационной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике, поданной 30 сентября 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 7 октября 2022 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме требований.
В отзыве на кассационную жалобу Мамиев А.Х. просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылается на подачу заявления о предоставлении в собственность земельного участка в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, указывает на наличие нотариального согласия супруги Мамиевой Р.М, а также акта обследования земельного участка, возражения относительно которого в судах первой и апелляционной инстанций административным ответчиком не приводились.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами, Мамиев А.Х. является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного для сельскохозяйственного использования под многолетние насаждения, площадью 5000 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, "адрес", Nб/н, на основании договора аренды, заключенного 1 декабря 2005 г. с Территориальным управлением Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике и дополнительного соглашения от 17 июля 2019 г, сроком аренды по 30 ноября 2030 г, зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости в установленном законом порядке.
Мамиеву А.Х. на праве совместной собственности с Мамиевой Р.М. принадлежат многолетние насаждения 2 357 штук, в т.ч яблони "Делишес", год посадки - 1976, "Голден", год посадки - 1976, общей площадью 25 8000 кв.м, зарегистрированные в Едином государственном реестре недвижимости 11 марта 2006 г, запись регистрации N.
12 декабря 2019 г. административный истец обратился в Территориальное управление Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике с заявлением о предоставлении без проведения торгов в собственность за плату названного выше земельного участка.
Территориальное управление Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике письмом от 23 декабря 2019 г. отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с установленным Законом Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2004 г. N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике" мораторием на приватизацию земельных участков сельскохозяйственного назначения до 2053 г.
15 августа 2020 г. Мамиевой Р.М. дано нотариальное согласие Мамиеву А.Х. на выкуп земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по цене и на условиях по его усмотрению.
Кроме того, в суд административным истцом предоставлены письма контрольно-надзорных органов об отсутствии информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора нарушениях законодательства Российской Федерации (письмо Управления Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике от 11 августа 2020 г, письмо Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора от 6 августа 2020 г, письмо Управления Россельхознадзора по Кабардино-Балкарской Республике от 7 августа 2020 г.).
При новом рассмотрении административного дела административным истцом в суд первой инстанции представлены сведения месторасположении многолетних насаждений в пределах испрашиваемого земельного участка, о чем имеется акт обследования земельного участка, выполненного кадастровым инженером ООО " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ
Удовлетворяя административный иск, суды исходили из того, что Мамиев А.Х. является собственником зарегистрированных в установленном законом порядке многолетних насаждений, находящихся на испрашиваемом Мамиевым А.Х. земельном участке, который используется заявителем по его целевому назначению, на момент обращения заявителя у Территориального управления Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике имелись необходимые условия для предоставления ему земельного участка в собственность без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем отказ признали незаконным.
С такими выводами судов первой и апелляционной инстанций не соглашается суд кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту таких участков.
Вместе с тем, пункт 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые или огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. что предусмотрено пунктом 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Аналогичное регулирование предусмотрено пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", согласно которому действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе строительства гаражей для собственных нужд), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 8 июля 2004 г. N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике" установлен мораторий (на 49 лет) на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Кабардино-Балкарской Республики, находящихся в публичной собственности, возможна только по истечении действия моратория, установленного республиканским законодательством.
Выполняя указания суда кассационной инстанции, судом при новом рассмотрении административного дела проверены обстоятельства, связанные с выделением земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, "адрес", Nб/н, в связи с заключением дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, а также размещением в пределах данного земельного участка многолетних насаждений (133 штуки). Указанный факт подтвержден путем предоставления акта обследования спорного земельного участка кадастровым инженером с приложением схемы.
Как правильно исходили суды, на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимости (многолетние насаждения), принадлежащий Мамиеву А.Х. на праве совместной собственности, право на который зарегистрировано 11 марта 2006 г. в установленном порядке.
Суды признали, что на правила оборота указанного земельного участка действие Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике" и вытекающего из него моратория в пределах Кабардино-Балкарской Республики на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, не распространяется. Следовательно, в исключение из норм указанного специального закона предоставление собственникам зданий, сооружений земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, необходимых для эксплуатации объектов недвижимости, осуществляется по правилам Земельного кодекса Российской Федерации.
Соответствующее исключительное право на приобретение земельных участков в собственность для граждан, юридических лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, предусмотрено в статье 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, принадлежащий на праве общей совместной собственности Мамиеву А.Х. объект недвижимости - многолетние насаждения, к числу видов объектов недвижимости, порождающих предусмотренное Земельным кодексом Российской Федерации исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, таких как здание либо сооружение, не относится.
При таком положении, само по себе расположение на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" многолетних насаждений обязанности административного ответчика по передаче земельного участка в собственность за плату административному истцу не порождает.
Иное основание для предоставления земельного участка в собственность за плату возникает у арендатора земельного участка в силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором установлены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Так, названными положениями подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Вместе с тем, указанная норма Земельного кодекса Российской Федерации распространяет свое действие на земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства (без указания категории земель) и наряду с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении права заключения договора аренды аналогичного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, регулирует правоотношения в развитие положений пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 4 статьи 10 названного Федерального закона гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Приведенные нормы Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земель из категории сельскохозяйственного назначения, надлежащим образом используемые арендаторами более трех лет, предполагают одновременное регулирование двумя нормативными правовыми актами, рассматриваются во взаимосвязи и, следовательно, не предполагают, по мнению судебной коллегии, исключений из действия указанного моратория, предусмотренного пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и пунктом 1 статьи 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 8 июля 2004 г. N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике".
Судебная коллегия принимает во внимание, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения является одним из элементов и составной частью оборота земель сельскохозяйственного назначения и регулируется также 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Определение срока начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, субъектом Российской Федерации согласуется с пунктом 4 статьи 1 указанного Федерального закона, в силу предписаний которого приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2018 г. N 19-АПГ18-3).
При таком положении обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, при их принятии допущено неправильное применение норм материального права, что является основанием для их отмены, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Мамиева А.Х. о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка и возложении обязанности его продажи.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 11 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 15 июля 2022 г. отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении требований Мамиева А.Х. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка от 23 декабря 2019 г. N 07-БМ-03/5841 и возложении обязанности продажи земельного участка отказать.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 декабря 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.