Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 7 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 26 апреля 2022 г.
по административному делу по административному иску Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконным уведомления об отказе в государственной регистрации прав от 24 мая 2021 г. и возложении обязанностей зарегистрировать право собственности на земельный участок.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав представителя Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Скребцову И.А, возражавшую относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконным уведомления об отказе в государственной регистрации прав от 24 мая 2021 г. и возложении обязанностей зарегистрировать право собственности на земельный участок.
В обоснование требований указано, что земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:12:031102:395 по адресу: г. Ставрополь, с/т "Крокус", уч. 73, видом разрешенного использования жилая дачная застройка поставлен на кадастровый учет в 2005 г, однако в связи с отказом от права собственности на него не имеет зарегистрированных прав. Согласно постановлению главы Администрации города Ставрополя от 16 августа 1995 г. N 618, указанный земельный участок изъят у собственника Плюхина А.Н. в связи с добровольным отказом последнего. Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обратился с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, однако на основании пункта 44 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 24 февраля 2021 г. государственная регистрация была приостановлена и 24 мая 2021 г. в государственной регистрации права муниципальной собственности отказано в связи с отсутствием документа, подтверждающего возникновение права на указанный объект о дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 7 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 26 апреля 2022 г, требования Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, поданной 4 октября 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 10 октября 2022 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права.
В возражении на кассационную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами, земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес", видом разрешенного использования "жилая дачная застройка" поставлен на кадастровый учет в 2005 г.
Согласно постановлению главы Администрации города Ставрополя от 16 августа 1995 г. N 618, указанный земельный участок изъят у собственника Плюхина А.Н. в связи с добровольным отказом последнего.
Согласно выписке из ЕГРН от 20 сентября 2021 г. какие-либо права в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" отсутствуют.
Сердюкова О.Н, действующая по доверенности в интересах Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, 12 февраля 2021 г. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", о чем в книге входящих документов сделана запись N КУВД-001/2021-5203492.
Вместе с заявлением о государственной регистрации предоставлена архивная копия постановления главы администрации г. Ставрополя Ставропольского края от 16 августа 1995 г. N 618 об изъятии и перераспределении земельных участков, которым постановлено изъять земельные участки, принадлежащие гражданам, в том числе Плюхину А.Н. на основании заявления о добровольном отказе от земельного участка "адрес", площадь 600 кв.м, свидетельство N 238/17. Согласно пункту названного 3 постановления комитету по земельным ресурсам и землеустройству города предусмотрено передать участки в Ленинскую администрацию для перераспределения.
Какие-либо сведения о передаче земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в муниципальную собственность г. Ставрополя отсутствуют.
24 февраля 2021 г. государственным регистратором вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации права, в котором указано на не предоставление документа, подтверждающего возникновение права муниципального образования на указанный объект недвижимого имущества (земельный участок) до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
18 марта 2021 г. в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя направлено уведомление о не устранении причин приостановления государственной регистрации прав.
24 мая 2021 г. административным ответчиком принято решение об отказе в государственной регистрации права, о чем в адрес заявителя направлено соответствующее уведомление. В данном уведомлении в качестве основания для отказа указано на истечение (24 мая 2021 г.) срока приостановления государственной регистрации, указанного в уведомлении от 24 февраля 2021 г. и неустранение приведенной в данном уведомлении причины, препятствующей осуществлению государственной регистрации прав Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя.
Согласно акту обследования от 14 октября 2021 г. земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" свободен от застройки, признаки нарушений требований земельного законодательств не выявлены, о чем приложена фототаблица.
Отказывая в удовлетворении требований о признании уведомления об отказе в государственной регистрации права незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия административного ответчика не противоречат положениям законодательства и не нарушают прав административного истца, тогда как исполнение административным ответчиком обязательных требований федерального закона не может свидетельствовать о незаконности действий административного ответчика. Акт, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, и устанавливающий наличие, возникновение, переход права на объект недвижимости, или акт (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданный уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, подтверждающий права муниципальной собственности на земельный участок, Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю не предоставлен, что повлекло признание отказа законным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав решение органа, осуществляющего государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, основанным на нормах действующего законодательства, принятым в пределах компетенции административного ответчика, с соблюдением установленной законом процедуры. Отклоняя доводы Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, необходимой совокупности обстоятельств. выражающихся не только несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону, но и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца, по настоящему делу не установил, суд апелляционной инстанций пришел к выводу о правильном отказе в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия не соглашается с такими выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на ошибочной тарктовке юридически значимых обстоятельств дела и неправильном применении к возникшим правоотношениям норм материального права.
Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация носит публичный характер, государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
В соответствии с частью 1 статьи 13 названного Федерального закона внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены в статье 14 того же Федерального закона. К числу оснований действующее законодательство относит, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
На основании пункта 44 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственно регистрация пава приостанавливается, если не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявление и документы, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Согласно части 2 статьи 69 названого Федерального закона права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Выводы судебных инстанций об отказе в удовлетворении административного иска основаны на том, что к заявлению о государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимости с кадастровым номером 26:12:031102:395 представлено постановление главы администрации г. Ставрополя от 16 августа 1995 г. N 2618 об изъятии и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах Ленинского района, которое правоустанавливающим документом не является, поскольку в нем отсутствует указание на передачу земельного участка в собственность муниципального образования города Ставрополя.
Вместе с тем, выводы суда первой и апелляционной инстанций не учитывают положения статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которым к основаниям для государственной регистрации прав отнесены также наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе, и иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые, в том числе, признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка, что предусмотрено пунктом 1.1. статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации.
В настоящее время в силу статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
Ранее действовавший Земельный кодекс РСФСР на момент возникновения правоотношений по добровольному отказу Плюхина А.Н. от спорного земельного участка предусматривал также в статье 40 основания прекращения права собственности граждан на земельный участок, к числу которых были отнесены случаи добровольного отказа от земельного участка либо изъятия в случаях, предусмотренных пунктами 4, 7, 8, 9 статьи 39 Земельного кодекса РСФСР.
При таком положении, возникновение права муниципальной собственности следует признать связанным с обстоятельством, указанным в законе, а именно, с прекращением права собственности прежнего собственника в связи с добровольным отказом от права собственности на земельный участок.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что в постановлении главы администрации г. Ставрополя Ставропольского края от 16 августа 1995 г. N 618 об изъятии и перераспределении земельных участков, комитету по земельным ресурсам и землеустройству города предусмотрено передать участки в Ленинскую администрацию для перераспределения, а также об отсутствии сведений о передаче земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в муниципальную собственность г. Ставрополя, не влекут обоснованность отказа в государственной регистрации права собственности с учетом приобщенного к материалам дела письма Администрации Ленинского района города Ставрополя от 25 ноября 2021 г. N 02/01-6870-7 об отсутствии сведений относительно последующих действий с земельным участком "адрес", который был в связи с добровольным отказом передан для перераспределения 16 августа 1995 г. N 2618.
Более того, администрация муниципального образования в составе городского округа (Ленинского района), не выделяется в качестве самостоятельного субъекта права муниципальной собственности и не обладает компетенцией по распоряжению земельными участками.
Следовательно, отказ в государственной регистрации права собственности муниципального образования нельзя признать соответствующим требованиям закона, поскольку ранее возникшее право муниципального образования в данном случае связано с обстоятельством, вытекающим из закона, а не в силу перехода прав на основании сделки либо акта органа власти, местного самоуправления.
Такое несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права допущено судами первой и апелляционной инстанций, что влечет отмену обжалуемых судебных актов с принятием нового решения по существу требований о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об отказе в государственной регистрации прав от 24 мая 2021 г.
В качестве способа восстановления нарушенного права судебная коллегия полагает необходимым возложить обязанность на административного ответчика повторно рассмотреть заявление Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:031102:395, что входит в самостоятельную компетенцию органа государственной власти по государственной регистрации прав и кадастровому учету объектов недвижимости и не может быть исполнено судом.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 7 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 26 апреля 2022 г. отменить, признать незаконным уведомление об отказе в государственной регистрации прав от 24 мая 2021 г. на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" с возложением на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю обязанности повторно рассмотреть заявление Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 ноября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.