Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К. и Нафикова И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Ставропольского края Борозенец Н.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 12 апреля 2022 г. по административному делу N 2а-370/2021 по административному исковому заявлению прокурора Арзгирского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Карасева С.В, поддержавшего кассационное представление, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Арзгирского района Ставропольского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края (далее также - администрация) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований прокурор указал на то, что по результатам проверки исполнения жилищного законодательства администрацией установлено, что на территории Арзгирского муниципального округа Ставропольского края в границах населенных пунктов с. Арзгир, с. Петропавловское, с. Новоромановское, с. Родниковское, с. Каменная Балка, с. Серафимовское, с. Садовое, п. Чограйский не имеется специализированного (маневренного) фонда, что нарушает конституционные права граждан, проживающих в том числе в непригодных для проживания жилых помещениях.
Решением Арзгирского районного суда Ставропольского края от 10 декабря 2021 г. административный иск прокурор удовлетворен. Судом признано незаконным бездействие администрации Арзгирского муниципального округа, выразившееся в непринятии мер к созданию маневренного жилого фонда на территории Арзгирского муниципального округа в границах населенных пунктов с. Арзгир, с. Петропавловское, с. Новоромановское, с. Родниковское, с. Каменная Балка, с. Серафимовское, с. Садовое, п. Чограйский, на администрацию возложена обязанность не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилой фонд на территории Арзгирского муниципального округа в границах населенных пунктов с. Арзгир, с. Петропавловское, с. Новоромановское, с. Родниковское, с. Каменная Балка, с. Серафимовское, с. Садовое, п. Чограйский.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 12 апреля 2022 г. решение Арзгирского районного суда Ставропольского края от 10 декабря 2021 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационном представлении, поданном через суд первой инстанции 27 сентября 2022 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 11 октября 2022 г, исполняющий обязанности прокурора Ставропольского края Борозенец Н.Н. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и норм процессуального права.
Относительно доводов кассационного представления администрацией Арзгирского муниципального округа Ставропольского края представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Карасева С.В, поддержавшего кассационное представление, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судом апелляционной инстанции допущены.
Судом установлено, что проведенной прокуратурой Арзгирского района исполнения жилищного законодательства администрацией муниципального округа Ставропольского края установлено, что на территории населенных пунктов с. Арзгир, с. Петропавловское, с. Новоромановское, с. Родниковское, с. Каменная Балка, с. Серафимовское, с. Садовое, п. Чограйский Арзгирского муниципального округа Ставропольского края специализированный (маневренный) фонд не создан; по результатам проведенной проверки прокурором Арзгирского района Ставропольского края в адрес главы Арзгирского муниципального округа Ставропольского края внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, а также законодательства в сфере муниципальной собственности. Ответом администрации требования об устранения законодательства признаны обоснованными, сообщено, что администрацией будут предприняты меры по устранению указанных в представлении нарушений.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения, закрепленные в правовых нормах, регулирующих возникшие правоотношения, положений Устава Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, требования прокурора признал подлежащими удовлетворению, при этом исходил из того, что создание маневренного жилищного фонда относится к компетенции органов местного самоуправления, в данном случае к компетенции администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, администрацией возложенные на нее законом обязанности не исполнены, что нарушает конституционные права граждан, в том числе проживающих в непригодных для проживания жилых помещениях.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что нормы жилищного законодательства не обязывают органы местного самоуправления к созданию определенной формы специализированного жилищного фонда в виде маневренного жилищного фонда, кроме того, доказательств наличия свободных жилых помещений, которые возможно использовать под маневренный жилищный фонд в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводом суда апелляционной инстанции, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделан с нарушением норм процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40).
Полномочия органов местного самоуправления определены в статьях 14 - 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16, пунктом 1 части 1 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения городского округа, в частности для выполнения органами местного самоуправления своих полномочий в области жилищных правоотношений.
К компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (пункты 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов, отнесенных к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, который установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 поименованного кодекса).
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду устанавливают Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные в соответствии со статьями 92 и 100 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 (далее - Правила).
В силу пункта 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Уставом Арзгирского муниципального округа, утвержденного решением Совета депутатов Арзгирского муниципального округа от 11 ноября 2021 г. N 29 к вопросам местного значения муниципального округа отнесено обеспечение проживающих в муниципальном округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 7 части 1 статьи 19 Устава).
Проанализировав вышеприведенные нормы закона, положения Устава администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора, поскольку отсутствие маневренного жилищного фонда в муниципальном образовании, который необходим для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда на территории администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, нарушает конституционные права граждан, в том числе проживающих в непригодных для проживания жилых помещениях.
Таким образом, позиция суда апелляционной инстанции относительно выводов суда первой инстанции, не основана на нормах действующего законодательства, в связи с чем апелляционное определение не может быть признано законным и подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 12 апреля 2022 г. отменить, оставить в силе решение Арзгирского районного суда Ставропольского края от 10 декабря 2021 г.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
И.А. Нафиков
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 декабря 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.