Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Азарина А.А. (далее Азарин А.А.) на вступившие в законную силу постановление и.о. руководителя государственной жилищной инспекции Липецкой области от 23 марта 2022 года, решение судьи Левобережного районного суда города Липецка от 28 июня 2022 года, вынесенные в отношении директора ООО "УК "Зевс" Азарина А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. руководителя государственной жилищной инспекции Липецкой области от 23 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Левобережного районного суда города Липецка от 28 июня 2022 года, директор ООО "УК "Зевс" Азарин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "УК "Зевс" Азарин А.А. ставит вопрос об отмене процессуальных актов, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Федеральный закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
В соответствии с пунктом 3 данного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2.3 указанной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение характеристик безопасности для жизни и здоровья граждан.
Согласно положениям пункта 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, удаление наледей и сосулек производится по мере необходимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290 утвержден минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Перечень).
В силу пункта 7 указанного Перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, включают в себя, в том числе: проверку температурно-влажностного режима и воздухообмена на чердаке; контроль состояния оборудования или устройств, предотвращающих образование наледи и сосулек, осмотр потолков верхних этажей домов с совмещенными (бесчердачными) крышами для обеспечения нормативных требований их эксплуатации в период продолжительной и устойчивой отрицательной температуры наружного воздуха, влияющей возможные промерзания их покрытий; проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; проверка и при необходимостей очистка кровли от скопления снега и наледи.
Периодичность уборки снега и наледи, обработки дорожных покрытий пескосоляной смесью определена положениями пункта 24 Перечня, пунктами 3.6.16, 3.6.21, 3.6.22, 3.6.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170.
Пунктом 1 части 2 статьи 3 Правил благоустройства территории города Липецка, утвержденных решением Липецкого городского Совета депутатов от 26 ноября 2019 года N 1019, определено, что работы по содержанию и уборке придомовых территорий многоквартирных домов проводятся в объеме не менее установленного минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме ответственность за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" несут собственники помещений либо иные лица, определенные собственниками помещений в соответствии с заключенными договорами (обслуживающие (эксплуатирующие) организации).
В силу пункта 2 части 2 статьи 3 Правил собственники и (или) иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах, а также обслуживающие (эксплуатирующие) организации в зимний период обеспечивают содержание и уборку придомовых и прилегающих к ним территорий в виде очистки от снега и наледи, обработки технологическими материалами пешеходных коммуникаций, въездов (выездов) к этим объектам, удаление сосулек с крыш.
Согласно подпункту 3 пункта 6 статьи 5 Правил в целях поддержания благоустройства на территории города Липецка не допускается непринятие собственниками, иными законными владельцами нежилых зданий, строений и сооружений или уполномоченными ими лицами мер по очистке кровель, карнизов, водостоков, навесов (козырьков) от снега, наледи, сосулек.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ООО "УК "Зевс" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами N N "адрес", N N "адрес", N "адрес" на основании лицензии от 31 марта 2021 года N 048000230.
Прокуратурой Левобережного района города Липецка на основании поручения прокуратуры Липецкой области от 14 января 2021 года с целью проверки соблюдения в деятельности общества законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части исполнения обязанности по очистке кровель, карнизов, водостоков, навесов (козырьков) многоквартирных домов от снега, наледи, сосулек проведена соответствующая проверка.
По результатам проверки прокуратурой Левобережного района города Липецка составлен акт от 27 января 2022 года, согласно которому в деятельности ООО "УК "Зевс" допущены нарушения требований абз. 2 пункта 4.6.1.23, пунктов 3.6.16, 3.6.21, 3.6.22, 3.6.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170; пунктов 7, 24 минимального Перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290, выразившиеся в несвоевременном очищении козырьков многоквартирных домов N N 19 "адрес" N N "адрес", N 5 "адрес" от снега и наледи, крыш от сосулек, необработке прилегающей территории песком и (или) антигололедным составом.
31 января 2022 года постановлением прокурора Левобережного района города Липецка в отношении директора ООО "УК "Зевс" Азарина А.А. по указанному факту возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для последующего привлечения директора ООО "УК "Зевс" Азарина А.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Азарин А.А, являясь директором общества и осуществляя организационно-распорядительные функции, зная о возложенных на него должностных обязанностях по соблюдению требований законодательства в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, исчерпывающие меры по их соблюдению не предпринял.
Действия Азарина А.А. правильно квалифицированы по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом административного органа с учетом положений пункта 1 части 1, части 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поданная в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалоба не содержит каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемых актов.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление и.о. руководителя государственной жилищной инспекции Липецкой области от 23 марта 2022 года, решение судьи Левобережного районного суда города Липецка от 28 июня 2022 года, вынесенные в отношении директора ООО "УК "Зевс" Азарина А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора ООО "УК "Зевс" Азарина А.А. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.