Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "СпецПроект" Пашковой В.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 6 судебного района Центрального округа г. Курска от 25 апреля 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 6 июня 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "СпецПроект" (далее по тексту ООО "СпецПроект", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 6 судебного района Центрального округа г. Курска от 25 апреля 2022 года (дата изготовления постановления в полном объеме), оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Курска от 6 июня 2022 года, ООО "СпецПроект" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей с конфискацией денежных средств в сумме 45 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Общества Пашкова В.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Прокуратура Центрального административного округа г. Курска, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заявителем жалобы, представила на нее возражения, в которых просит судебные акты оставить без изменения, жалобу защитника общества без удовлетворения.
Изучение доводов жалобы заявителя, возражений и материалов истребованного дела позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции) установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В части 1 статьи 14 названного закона определено, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо (часть 2 статьи 14 названного закона).
Частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Как усматривается из материалов дела постановлением прокурора Центрального административного округа г. Курска от 29 декабря 2021 года в отношении ООО "СпецПроект" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому в период с 10 января 2017 года по 11 октября 2021 года начальник Крупецкого таможенного поста Курской таможни ФИО3 лично получил от заместителя директора ООО "СпецПроект" ФИО5, действующего в интересах указанной организации, за предоставление ФИО5 сведений, составляющих налоговую тайну, то есть за совершение должностным лицо незаконных действий в пользу ФИО5, как заместителя директора ООО "СпецПроект", взятки в виде денег в общей суммой 45 000 рублей.
Постановлением руководителя второго отдела по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики) следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Курской области от 30 ноября 2021 года прекращено уголовное дело и уголовное преследование в отношении ФИО5 по уголовному делу N N по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации, на основании примечания к статье 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации и в соответствии с частью 2 статьи 28 Уголовно-Процессуального Кодекса Российской Федерации.
Указанное послужило основанием для привлечения ООО "СпецПроект" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением мирового судьи от 25 апреля 2022 года.
Фактические обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 29 декабря 2021 года; постановлением о прекращении уголовного дела и уголовного преследования от 30 ноября 2021 года в отношении ФИО5; приказом ООО "СпецПроект" от 13 апреля 2017 года N 23-ЛС о приеме на работу ФИО5 в должности заместителя генерального директора; должностной инструкцией заместителя генерального директора ООО "СпецПроект"; протоколом допроса ФИО4 от 13 октября 2021 года; постановлением о возбуждении уголовного дела от 11 ноября 2021 года в отношении ФИО5; постановлением о возбуждении уголовного от 13 октября 2021 года N N в отношении должностного лица Курской таможни; постановлением о возбуждении уголовного дела от 20 октября 2021 N N в отношении должностного лица Курской таможни; протоколом допроса от 11 ноября 2021 года подозреваемого ФИО5 и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении в отношении ООО "СпецПроект" судебными инстанциями было рассмотрено всестороннее, полно и объективно, нарушений требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допущено, каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судебных инстанций о доказанности вины Общества в совершении вмененного ему административного правонарушения, не установлено.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировым судьей установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, от имени и в интересах которого должностному лицу Курской таможни были незаконно переданы деньги, виновность указанного юридического лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы заявителя о том, что Общество необоснованно привлечено к административной ответственности за совершение вменяемого административного правонарушения, со ссылкой на недоказанность того факта, что ФИО5 действовал в интересах Общества, были предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, получили оценку со ссылкой на положения норм действующего законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела и обоснованно отвергнуты как неподтвержденные.
Из протокола допроса ФИО5 в качестве подозреваемого от 11 ноября 2021 года следует, что он, будучи допрошенным в рамках расследования уголовного дела подтвердил о наличии у него интереса в получении соответствующей информации от должностного лица Курской таможни в целях продолжения сотрудничества с ООО "Торглига", которое являлось контрагентом ООО "СпецПроект" и приносило доход обществу, в котором ФИО5 является заместителем генерального директора.
Материалы дела подтверждают наличие между указанными юридическими лицами договорных отношений по таможенному оформлению товаров, обеспечению их размещения в зоне таможенного контроля или на складе временного хранения СВХ ООО "ТЛТ Крупецкий" (дочерняя организация ООО "СпецПроект").
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы данного дела об административном правонарушении позволили судебным инстанциям сделать вывод о том, что Обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, совершенное Обществом деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущей судебной инстанции, они не опровергают наличие в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств и собранных по делу доказательств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок привлечения Общества к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 6 судебного района Центрального округа г. Курска от 25 апреля 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 6 июня 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "СпецПроект" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "СпецПроект" Пашковой В.В. - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.