Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев протест первого заместителя прокурора Пензенской области Лейзенберга А.М. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Железнодорожного района г. Пензы от 15 ноября 2021 года, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Пензы от 17 марта 2022 года, состоявшиеся в отношении директора МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N47 г. Пензы" Шумилиной Нелли Константиновны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Железнодорожного района г. Пензы от 15 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда г. Пензы от 17 марта 2022 года, прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N47 г. Пензы" Шумилиной Н.К. на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте, принесенном в Первый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, первый заместитель прокурора Пензенской области Лейзенберг А.М. просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении директора учреждения Шумилиной Н.К, с возвращением дела на новое рассмотрение мировому судье, приводя доводы об их незаконности.
Директор учреждения Шумилина Н.К, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении заместителем прокурора. Пензенской области Лейзенбергом А.М. протеста на указанные выше судебные акты, в установленный срок возражения на него не представила.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в протесте, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных, привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции), влечет наложение административного штрафа должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы.
При решении вопроса о наличии объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует учитывать, что сообщение о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы должно быть направлено с соблюдением порядка, устанавливаемого нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая требования к форме и содержанию данного сообщения (пункт 10 постановления Пленума N 46).
В соответствии с пунктом 6.3 постановления Правительства Пензенской области от 5 августа 2008 года N 485-пП "Об утверждении Положения о Министерстве образования Пензенской области" Министр образования Пензенской области имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Губернатором Пензенской области в установленном действующим законодательством порядке.
Пункт 1.3 должностного регламента заместителя Министра образования Пензенской области также предусматривает назначение на должность и освобождение от должности заместителя Губернатором Пензенской области в установленном действующим законодательством порядке.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Железнодорожного района г.Пензы проведена проверка исполнения учреждением законодательства о противодействии коррупции в части информирования о заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной службы, представителю нанимателя (работодателя) государственного служащего по последнему месту его службы.
В ходе проверки установлено, что ФИО6 проходила государственную гражданскую службу в Министерстве образования ФИО1 "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врио заместителя Министра.
Данная должность включена в Перечень должностей государственной гражданской службы Пензенской области, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденный Постановлением Правительства Пензенской области от 7 мая 2010 года N 272-пП.
Распоряжением Губернатора Пензенской области от 21 мая 2021 года N 156-р/к ФИО6 освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы.
В соответствии с приказом директора МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 47 г. Пензы" от 9 июня 2021 года N 14-к ФИО6 принята в данное образовательное учреждение на должность педагога-организатора.
Уведомление о заключении трудового договора с ФИО6, составленное с нарушением Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года N 29, директором МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 47 г. Пензы" Шумилиной Н.К. направлено 15 июня 2021 года врио Министра образования Пензенской области, а не представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту службы - в Правительство Пензенской области.
В дальнейшем, Шумилиной Н.К. обязанность об уведомлении Правительства Пензенской области о заключении договора с бывшим государственным служащим исполнена лишь 7 июля 2021 года.
6 сентября 2021 года постановлением и.о.прокурора Железнодорожного района г.Пензы в отношении директора учреждения Шумилиной Н.К. по указанному факту возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по настоящему делу об административном правонарушении, мировой судья сделал вывод о том, что прохождение ФИО6 государственной гражданской службы в Министерстве образования Пензенской области в должности врио заместителя Министра не является основанием для уведомления Правительства Пензенской области о заключении трудового договора с бывшим государственным гражданским служащим, в связи с тем, что заместитель Министра образования не относится к членам Правительства Пензенской области, а последним местом работы заместителя Министра образования Пензенской области фактически является Министерство образования Пензенской области.
Кроме того, несоблюдение установленных законом требований к форме и содержанию сообщения о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не образует состав указанного административного правонарушения, так как данное сообщение, представленное Шумилиной Н.К. 15 июня 2021 года, фактически принято к исполнению в Министерстве образования Пензенской области, при этом, нареканий относительно формы и содержания уведомления из Министерства в адрес образовательного учреждения не поступало.
Вышестоящей судебной инстанцией эти выводы мирового судьи поддержаны.
Вместе с тем такие выводы сделаны без учета приведенных выше положений статьи 12 Закона о противодействии коррупции и пунктов 1, 10 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, из которых следует обязанность сообщать о заключении договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего, а также обязанность соблюдения требования к форме и содержанию данного сообщения.
Вывод судебных инстанций об отсутствии в деянии директора учреждения Шумилиной Н.К. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать сделанным с соблюдением требований статьи 24.1 названного Кодекса о всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.
Допущенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер, повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Железнодорожного района г. Пензы от 15 ноября 2021 года, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Пензы от 17 марта 2022 года, состоявшиеся в отношении Шумилиной Н.К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения протеста заместителя прокурора Пензенской области в Первом кассационном суде общей юрисдикции срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, настоящее дело в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса подлежит возвращению мировому судье судебного участка N 1 Железнодорожного района г. Пензы на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
протест заместителя прокурора Пензенской области Лейзенберга А.М. удовлетворить.
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Железнодорожного района г. Пензы от 15 ноября 2021 года, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Пензы от 17 марта 2022 года, состоявшиеся в отношении директора МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N47 г. Пензы" Шумилиной Нелли Константиновны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить мировому судье судебного участка N 1 Железнодорожного района г. Пензы на новое рассмотрение.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.