Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальная управляющая компания" Бабкиной Е.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Советского районного суда г. Тулы от 13 декабря 2021 года, решение судьи Тульского областного суда от 17 марта 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальная управляющая компания" (далее по тексту - ООО "Межмуниципальная управляющая компания", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Советского районного суда г. Тулы от 13 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Тульского областного суда от 17 марта 2022 года, ООО "Межмуниципальная управляющая компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Общества Бабкина Е.А. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении Общества по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Прокуратура Советского района г. Тулы извещенная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок свои возражения на нее не представила.
Заявленное в жалобе ходатайство о восстановлении срока обжалования принятых по делу актов не подлежит рассмотрению, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит срока, в течение которого может быть подана жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу положений части 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 этого Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно части 3 статьи 6 Закона о прокуратуре неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями (пункт 3 статьи 7 Закона о прокуратуре).
Основанием для вынесения постановления районного судьи о назначении Обществу административного наказания по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили следующие обстоятельства: 17 сентября 2021 года исполняющим обязанности заместителя прокурора Советского района г.Тулы по результатам проведенной проверки по обращению ФИО4 о нарушении порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги директору ООО "Межмуниципальная управляющая компания" ФИО5 вынесено представление N 206ж-21 об устранении нарушений требований жилищного законодательства, определения Арбитражного суда Тульской области от 12 июля 2021 года, выразившихся в выставлении Обществом собственникам многоквартирного дома N 38 по ул. Первомайская г. Тулы платежных документов для оплаты жилищно-коммунальных услуг, которое получено ООО "Межмуниципальная управляющая компания" 30 сентября 2021 года.
В представлении прокурора указано, что оно подлежит рассмотрению с участием представителя прокуратуры района, потребовано незамедлительно принять меры по устранению нарушений законодательства, причин и условий им способствующих, и недопущению их впредь, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, информацию о результатах рассмотрения представления и принятых мерах по устранению нарушений требований законодательства направить в прокуратуру района в установленный законом месячный срок.
Месячный срок рассмотрения представления с момента его получения для принятия конкретных мер к устранению допущенных нарушений закона истек 29 октября 2021 года. В прокуратуру Советского района г.Тулы извещение о дате и месте рассмотрения представления не поступило. В ответе на представление, датированном 15 октября 2021 года, указана не соответствующая действительности информация о его рассмотрении с участием исполняющего обязанности заместителя прокурора Советского района г.Тулы, который в данный период времени находился в очередном отпуске. Кроме того, меры по устранению нарушений законодательства, причин и условий им способствующих, не приняты до настоящего времени.
С такими выводами судьи районного суда согласился судья Тульского областного суда, оставив постановление о назначении административного наказания без изменения.
Вместе с тем с указанными выводами согласиться нельзя.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит, в том числе в невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Административная ответственность по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает только в случае неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Законность требований прокурора Советского района г. Тулы от 17 сентября 2021 года N 206ж-21 оспорена Обществом в Арбитражный суд Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 26 апреля 2022 года представление прокурора Советского района г. Тулы от 17 сентября 2021 года N 206ж-21 признано незаконным.
Данный факт имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признание незаконным представления прокурора, за неисполнение которого Общество привлечено к административной ответственности в рамках настоящего дела, исключает наличие события указанного административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При изложенных обстоятельствах, постановление судьи Советского районного суда г. Тулы от 13 декабря 2021 года, решение судьи Тульского областного суда от 17 марта 2022 года, вынесенные в отношении Общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Советского районного суда г. Тулы от 13 декабря 2021 года, решение судьи Тульского областного суда от 17 марта 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальная управляющая компания" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.