Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Саратовской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 31 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Саратовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Саратовскому областному союзу организаций профсоюзов "Федерация профсоюзных организаций Саратовской области" о признании устава в части незаконным, приведении положений устава в соответствие с действующим законодательством.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, мнение прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданскосудебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационное представление подлежащим удовлетворению, объяснения представителей Саратовского областного союза организаций профсоюзов "Федерация профсоюзных организаций Саратовской области" Суровцевой В.А, Бека С.В, представителя Общероссийского союза "Федерация Независимых Профсоюзов России" и Саратовского областного союза организаций профсоюзов "Федерация профсоюзных организаций Саратовской области" Голдобина А.А, возражавших против удовлетворения кассационного представления, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области Дорофеевой Г.А, полагавшей кассационное представление подлежащим удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
первый заместитель прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным административным иском, просил признать незаконным пункт 2.3.14 Устава в части возможности участия Федерации профсоюзных организаций Саратовской области в выборах и референдуме; признать незаконным пункт 4.3 Устава в части отсутствия положений, предоставляющих высшему руководящему органу Федерации профсоюзных организаций Саратовской области права на назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора; возложить на административного ответчика обязанность привести данный Устав в соответствие с федеральным законодательством, исключив пункт 2.3.14, а также предоставив Конференции Федерации профсоюзных организаций Саратовской области право на назначение аудиторской организации или
индивидуального аудитора корпорации.
Требования мотивированы тем, что при проведении прокуратурой Саратовской области проверки установлено, что организация осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденного первой Конференцией Федерации профсоюзных организаций Саратовской области 3 марта 1995 года с изменениями в редакции от 27 ноября 2015 года (далее - Устав). По итогам проверки выявлено несоответствие отдельных положений Устава организации требованиям федерального законодательства.
Поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность участия в выборах общественных объединений, созданных в форме общественной организации либо общественного движения, а организационно-правовой формой ответчика является союз, предусмотренное Уставом Федерации профсоюзных организаций Саратовской области право на участие в выборах и референдуме противоречит федеральному законодательству. Кроме того, Уставом ограничены полномочия высшего исполнительного органа организации, поскольку право на назначение Конференцией аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации не предусмотрено.
На вышеуказанные факты прокуратурой области указывалось в представлении, внесенном ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику. По итогам рассмотрения акта прокурорского реагирования Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области для государственной регистрации представлены документы о внесении изменений. При этом в представленном на государственную регистрацию Уставе организации в новой редакции имеющиеся нарушения не устранены.
По мнению административного истца, оспариваемые нормы Устава касаются права на участие в выборах и референдуме, проведения проверок законности расходования денежных средств, что может затронуть интересы не только членов организации, но и иных граждан и юридических лиц, на которых могут повлиять результаты проведенных выборов и референдума, а также лиц, чьи денежные средства привлечены организацией в ходе осуществления своей деятельности.
Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 20 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 31 мая 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационном представлении, поданном 18 августа 2022 года через суд первой инстанции, поступившем в Первый кассационный суд общей юрисдикции 31 августа 2022 года, прокурор Саратовской области просит отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на ошибочность выводов суда и их несоответствие нормам действующего законодательства. Повторяя доводы, изложенные при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, заявитель жалобы указывает, что организационно-правовая форма ответчика (союз) в силу действующего законодательства не предоставляет право на участие в выборах. Кроме того, Уставом ограничен круг полномочий Конференции как высшего руководящего органа данной организации, не предоставлено право на назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора.
На кассационное представление Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области, Общероссийским союзом "Федерации Независимых Профсоюзов России" поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке по доводам кассационного представления не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела. Федерация профсоюзных организаций Саратовской области является некоммерческой корпоративной организацией, территориальным общественным объединением, представляющим собой объединение структурных организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов, входящих в Общероссийский союз "Федерация Независимых Профсоюзов России", действующей на территории Саратовской области в организационно-правой форме союза (пункт 1.1 Устава Федерации профсоюзных организаций Саратовской области. утвержденного первой Конференцией Федерации профсоюзных организаций Саратовской области 3 марта 1995 года, в редакции от 16 октября 2020 года).
Пунктом 2.1 Устава предусмотрено, что Федерация профсоюзных организаций Саратовской области создана в целях объединения и координации действий членских организаций по представительству и защите социально-трудовых и гражданских прав, производственных, профессиональных, экономических и социальных интересов членов профсоюзов, коллективных прав и интересов работников, а также представительства и защиты общих интересов и достижения общих целей членских организаций, в которых Федерация является учредителем, членом, прямым или косвенным участником (акционером), в том числе направленных на обеспечение имущественной стабильности и независимости, обеспечения правовых гарантий их деятельности на федеральном и региональном уровнях.
Из пункта 2.3.14 Устава следует, что для достижения своих целей Федерация реализует задачи, перечисленные в пункте 2.3 Устава, в том числе участвует в выборах и референдумах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Право на участие территориального объединения организаций профсоюзов в выборах и референдумах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, установлено также пунктом 3.14 статьи 31 Устава Общероссийского союза "Федерация Независимых Профсоюзов России".
В пункте 4.3 Устава определены полномочия Конференции как высшего органа
управления Уставом Федерации профсоюзных организаций Саратовской области.
Как следует из пункта 4.3.15 Устава, Конференция решает иные вопросы, а также может делегировать отдельные полномочия Совету, Президиуму Федерации, Председателю Федерации за исключением полномочий, относящихся к исключительной компетенции Конференции.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемые положения Устава Федерации профсоюзных организаций Саратовской области не противоречат действующему законодательству, в связи с чем оснований для признания их незаконными не имеется.
Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций не имеется.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее также - Закона об общественных объединениях) под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации (ст. 13 указанного Закона).
В силу положений статьи 27 Закона об общественных объединениях общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относится избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.
Проанализировав положения Устава организации, с учетом приведенных выше правовых норм, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые пункты (2.3.14 и 3.4) Устава не противоречат действующему законодательству.
Так, законом не установлен запрет на участие общественного объединения, образованного в организованно-правовой форме союза, в выборах и референдуме, напротив, такое право профсоюзов предусмотрено пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Кроме того, неуказание в пункте 4.3 Устава полномочия Конференции как высшего органа управления Федерации профсоюзных организаций Саратовской области по назначению аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации не означает отсутствие такого права у высшего органа управления. Такие полномочия независимо от содержания устава юридического лица относятся к исключительной компетенции высшего органа управления в силу закона, при этом. Устав не содержат положений, которые относили бы данное полномочие к компетенции иного органа управления.
Доводы кассационного представления повторяют позицию заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым дана оценка в соответствии со статей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иная оценка заявителем установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного акта не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 31 мая 2022 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Саратовской области - без удовлетворения.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 ноября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.