Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Семенова Н.И. на решение Советского районного суда города Липецка от 19 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 27 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Семенова Н.И. к Липецкой прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области, прокуратуре Липецкой области о признании незаконными действий (бездействия).
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) Липецкой прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области.
В обоснование заявленных требований указал, что неоднократно обращался к административному ответчику с заявлениями о проверке условий его содержания в здании штрафного изолятора и помещении камерного типа федерального казенного учреждения Исправительная колония N 4 УФСИН России по Липецкой области (далее - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области), на которые прокуратурой даны ответы об отсутствии оснований для применения мер прокурорского реагирования. При очередной проверке 27 июля 2021 года были выявлены нарушения в части условий содержания, в связи с чем прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО6 в адрес начальника УФСИН России по Липецкой области внесено представление от 30 июля 2021 года об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства должностными лицами ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области. Полагал, что незаконным бездействием Липецкой прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области, допущенным при рассмотрении обращений административного истца в части дачи ответов от 20 июля 2021 года, 5 августа 2021 года, 2 сентября 2021 года и 6 октября 2021 года нарушены его права.
Решением Советского районного суда города Липецка от 19 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 27 июня 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 30 сентября 2022 года через суд первой инстанции, поступившей 13 октября 2022 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Семенов Н.И. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что судами не дана оценка противоречиям, содержащимся в ответах Липецкой прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области от 20 июля 2021 года и от 5 августа 2021 года о наличии (отсутствии) нарушений условий содержания.
На кассационную жалобу Липецкой прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что обращения Семенова Н.И. от 31 мая 2021 года, 15 июня 2021 года, 5 августа 2021 года, 16 августа 2021 года, 20 августа 2021 года, 20 сентября 2021 года рассмотрены уполномоченным должностным лицом, в установленные законом сроки, даны письменные мотивированные ответы, нарушения прав административного истца, не имеется.
Из материалов административного дела следует и установлено судами, что Семенов Н.И. отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области.
31 мая 2021 года Семенов Н.И. направил в Генеральную прокуратуру Российской Федерации жалобу о нарушении его права на надлежащие материально-бытовые условия при содержании в ПКТ.
6 июля 2021 года указанная жалоба направлена для рассмотрения в прокуратуру Липецкой области, и затем 9 июля 2021 года - Липецкому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области.
15 июля 2021 года Липецким прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области ФИО6 начальнику УФСИН России по Липецкой области дано поручение провести проверку доводов заявителя Семенова Н.И. с привлечением специалистов и в срок до 3 августа 2021 года представить в прокуратуру заключение о результатах проверки с приложением копий документов, обосновывающих выводы.
15 июня 2021 года Семенов Н.И. обратился в Липецкую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области с заявлением, в котором просил провести проверку соответствия условий содержания в штрафном изоляторе (ШИЗО) ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области установленным требованиям. Заявление поступило в прокуратуру 21 июня 2021 года.
24 июня 2021 года Липецким прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области начальнику УФСИН России по Липецкой области дано поручение провести проверку доводов заявителя Семенова Н.И. с привлечением специалистов и в срок до 14 июля 2021 года представить в прокуратуру заключение о результатах проверки с приложением обосновывающих выводы копий документов.
Начальником филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-48 ФСИН России проведена проверка по соблюдению санитарно-гигиенических требований в камере N 12 корпуса ШИЗО (ПКТ) ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области.
По результатам проведенной проверки составлена справка от 15 июля 2021 года N 41, из которой следует, что условия содержания осужденных в помещении камерного типа N 12 корпуса ШИЗО (ПКТ) соответствуют требованиям Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений", утвержденным приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, Своду Правил СП 3081325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденному приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр.
20 июля 2021 года Липецким прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области Семенову Н.И. на обращение от 15 июня 2021 года дан ответ, согласно которому нарушений его прав на ненадлежащие материально-бытовые условия содержания в ПКТ ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области не выявлено. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.
27 июля 2021 года Липецким прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства должностными лицами ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области, в рамках которой опрошены Семенов Н.И, начальник отдела инвентаризационного и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области.
30 июля 2021 года по результатам проведенной проверки Липецким прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области начальнику УФСИН России по Липецкой области внесено представление N 27-2021 об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства с требованием принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, обеспечить надлежащий ведомственный контроль за соблюдением сотрудниками ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области требований уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующих порядок исполнения наказания, поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, в частности, указано на необходимость провести ремонтные работы системы вентиляции в камерах ШИЗО ПКТ ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области.
5 августа 2021 года Липецким прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области административному истцу на обращение от 31 мая 2021 года, поступившее в прокуратуру 12 июля 2021 года, дан ответ, в котором указано о внесении в адрес начальника УФСИН России по Липецкой области представления об устранении нарушений, связанных с материально-бытовыми условиями содержания осужденных в ПКТ ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области, об отсутствии оснований для принятия иных мер прокурорского реагирования. Семенову Н.И. разъяснено право на ознакомление с материалами проверки как лично по освобождению из исправительного учреждения, так и с помощью представителя.
5, 16, 20 августа 2021 года Семенов Н.И. обращался в прокуратуру Липецкой области, а также в Липецкую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области с заявлениями о предоставлении ему материалов проверки по предыдущим обращениям и о направлении копии представления, вынесенного 30 июля 2021 года.
2 сентября 2021 года на указанные обращения Липецким прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области Семенову Н.И. дан ответ о том, что по результатам проверки по заявлениям Семенова Н.И. о ненадлежащих материально-бытовых условиях содержания в ПКТ ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области в его адрес 20 июля 2021 года и 5 августа 2021 года направлялись ответы. Разъяснены положения пункта 4.15 Инструкции, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45, согласно которому заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств. Обязанности снятия копий материалов проверки по заявлению гражданина у органов прокуратуры нет.
2 сентября 2021 года УФСИН России по Липецкой области Липецкому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области представлен ответ о результатах рассмотрения представления, согласно которому в целях устранения выявленных нарушений, указанных в заключении N48/ТО/16-10885 о результатах служебной проверки от 30 августа 2021 года комиссией из числа сотрудников УФСИН выработан ряд мероприятий, обязательных для исполнения руководством ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области, а также руководством УФСИН принято решение о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников ФКУ ИК-4.
20 сентября 2021 года Семенов Н.И. обратился в Липецкую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области с заявлением о предоставлении копий ответов на его предыдущие обращения, копий материалов проверок, а также копий ответа УФСИН России по Липецкой области на представление прокуратуры об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства от 30 июля 2021 года.
В ответе Липецкого прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области от 6 октября 2021 года N126ж-2020 Семенову Н.И. сообщено об отсутствии оснований для повторного направления копий ранее полученных им ответов на его обращения, направленных 20 июля 2021 года и 5 августа 2021 года, а также копий материалов проверок и ответа УФСИН России по Липецкой области. Указано, что письмом от 7 сентября 2021 года административный истец уведомлен о результатах рассмотрения руководством УФСИН России по Липецкой области представления прокуратуры от 30 июля 2021 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и личные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу положений части 2 статьи 8, статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно статье 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Аналогичные положения содержатся в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 (далее - Инструкция от 30 января 2013 года N 45).
В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции от 30 января 2013 года N 45 обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Общий срок рассмотрения заявлений, жалоб и обращений граждан установлен пунктом 5.1 Инструкции в 30 дней.
Согласно пункту 6.5 Инструкции от 30 января 2013 года N 45 при отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если такое предусмотрено законом.
Органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения. При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным (статья 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Исходя из приведенного нормативного правового регулирования, прокурору предоставлено право самостоятельно принимать решения по вопросам, находящимся в силу закона в его ведении; принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.
Липецкой прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области в установленный законом срок даны ответы на обращения Семенова Н.И. от 31 мая 2021 года, 15 июня 2021 года, 5 августа 2021 года, 16 августа 2021 года, 20 августа 2021 года, 20 сентября 2021 года по существу.
Сам факт несогласия административного истца с содержанием данных на его обращения ответов не свидетельствует о нарушении его прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) административного ответчика при рассмотрении обращений.
Указанные ответы оценены судами в соответствии с положениями приведенного закона и обоснованно признаны правомерными.
Следует отметить, что служебную проверку в рамках исполнения представления Липецкого прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области проводило УФСИН России по Липецкой области, по результатам которой составлено заключение от 30 августа 2021 года N 48/ТО/16-10885, а также принято решение о привлечении сотрудников ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области к дисциплинарной ответственности.
Таким образом, материалы служебной проверки находятся в УФСИН России по Липецкой области, а не в Липецкой прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области, на которую просит возложить обязанность направить ему копию материала.
Доводы кассационной жалобы не служат основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Липецка от 19 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 27 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Семенова Н.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.