Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Ендовицкой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального отдела "Курский" филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" на решение Ленинского районного суда города Курска от 26 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 5 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Каменева В В к территориальному отделу "Курский" филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс", начальнику территориального отдела "Курский" филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Мулл А.Н. об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Каменев В.В. обратился в суд с административным иском об оспаривании решения территориального отдела "Курский" филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации от 31 мая 2021 года N 46-26/21/2021 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности восстановить Каменева В.В. и членов его семьи К и К на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований указал, что 3 апреля 2015 года был повторно призван на военную службу по контракту и подал заявление о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. На основании решения начальника отделения (территориальное, г. Курск) ФГКУ "Западрегионжилье" МО РФ от 21 июня 2019 года он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с членами семьи: женой К. и сыном жены К Решением от 31 мая 2021 года административный истец вместе с членами семьи был снят с учета, что является незаконным и нарушающим его права, поскольку, несмотря на то, что ранее в период прохождения военной службы приобретал недвижимое имущество с использованием государственного жилищного сертификата, не лишен права на получение жилищной субсидии.
Решением Ленинского районного суда города Курска от 26 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 5 апреля 2022 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 27 сентября 2022 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 19 октября 2022 года, территориальный отдел "Курский" филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, считая их незаконными и необоснованными, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Считает, что право на обеспечение жилым помещением военнослужащих путем выдачи государственных жилищных сертификатов предоставляется один раз, а отчуждение ранее полученного от государства жилья не порождает право военнослужащего претендовать на повторное обеспечение жильем за счет государства. При этом изменение у военнослужащего состава семьи и дальнейшее прохождение военной службы правого значения не имеют. Обращает внимание, что Каменев В.В. был обеспечен жильем за счет государства, которым он впоследствии распорядился, т.е. совершил действия по уменьшению площади своего жилого помещения. Данное обстоятельство препятствует постановке административного истца на жилищный учет и повторному обеспечению жильем за счет государства. Полагает, что судами неправильно применены нормы материального права.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такого рода нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела.
Из материалов дела следует, что Каменев В.В. во время прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ с 13 декабря 1994 года по 15 октября 2014 года, как военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями, в 2014 году на состав семьи один человек, был обеспечен жилым помещением по линии Министерства обороны РФ путем получения государственного жилищного сертификата N N, дата выдачи - 18 декабря 2013 года, норматив общей площади жилого помещения - 33 кв.м.
18 марта 2014 года с использованием указанного государственного жилищного сертификата Каменевым В.В. приобретен жилой дом общей площадью 39 кв.м. с земельным участком по адресу: "адрес"
7 апреля 2014 года Каменев В.В. по договору купли-продажи продал жилой дом с земельным участком (прекращение права зарегистрировано 22 апреля 2014 года) и по договору купли-продажи от 25 июня 2014 года приобрел квартиру "адрес", общей площадью 35, 8 кв.м. (право собственности зарегистрировано 9 июля 2014 года).
16 июля 2014 года Каменев В.В. зарегистрировал брак с К
15 октября 2014 года административный истец уволен со службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, а 3 апреля 2015 года повторно призван на военную службу по контракту ОВК Курской области по Центральному округу г. Курска.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Курска от 16 января 2019 года сын К. - К ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан членом семьи военнослужащего Каменева В.В.
По состоянию на 3 апреля 2019 года Каменев В.В. имел выслугу лет: календарная - 20 лет 03 месяца 24 дня, в льготном исчислении - 26 лет 11 месяцев 24 дня.
14 мая 2019 года административный истец обратился с заявлением на имя начальника отделения (территориальное, г. Курск) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, в котором просил принять его с составом семьи К. (супруга) и К (сын жены) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице начальника отделения (территориальное, г. Курск) Б. от 21 июня 2019 года N N Каменев В.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с членами семьи: К. (супруга) и К. (сын жены), учтено наличие собственности 35, 8 кв.м.
Решением территориального отдела "Курский" филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны РФ от 31 мая 2021 года N N Каменев В.В. и члены его семьи сняты с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Согласно представленным документам, Каменев В.В. реализовал свое право на обеспечение жилым помещением вследствие получения государственного жилищного сертификата; изменение у военнослужащего состава семьи и дальнейшее прохождение военной службы правового значения не имеет и не дает оснований на повторное обеспечение военнослужащего и членов его семьи от органов Минобороны России.
Каменев В.В. зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес", вместе с супругой - К. и сыном супруги - К в настоящее время не является военнослужащим.
Удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь требованиями Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76 "Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", суд первой инстанции, выводы которого поддержал суд апелляционной инстанции, исходил из того, что снятие административного истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении противоречит требованиям законодательства, нарушает его права и законные интересы, в связи с чем, имеются основания для признания решения территориального отдела "Курский" филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации от 31 мая 2021 года N N незаконным.
На территориальный отдел "Курский" филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность восстановить Каменева В.В. и членов его семьи К К на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Право военнослужащих на жилище установлено пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях признаются в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
При предоставлении в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" гражданам, указанным в абзаце пункте 1 статьи 15, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 данного Закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.
Утверждение порядка расчета жилищной субсидии в силу пункта 16 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 года N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Законом о статусе военнослужащих.
Согласно пункту 3 данных Правил норматив общей площади жилого помещения устанавливается в следующем размере: 33 кв.м общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего военнослужащего; 42 кв.м общей площади жилого помещения - на семью из 2 человек; 18 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.
Абзацем вторым пункта 4 вышеуказанных Правил установлено, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 Правил, уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.
Из материалов дела следует, что после повторного заключения контракта о прохождении военной службы, Каменев В.В. поставил вопрос об обеспечении жильем с учетом изменившегося состава семьи.
Суд, возлагая на административного ответчика обязанность восстановить административного истца и членов его семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях, не определилуровень жилищной обеспеченности истца и членов его семьи с учетом обеспеченности истца жильем за счет государства.
Между тем, сведения из Единого государственного реестра недвижимости о правах членов семьи Каменева В.В. на жилые помещения на всей территории Российской Федерации, справки из бюро технической инвентаризации об отсутствии в собственности жилья, в отношении К. и К. в материалах дела отсутствуют.
Отсутствие данных сведений не позволяет установить фактическую нуждаемость Каменева В.В. в жилом помещении и наличие правовых оснований для постановки на жилищный учет в составе семьи из трех человек.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и апелляционное определение нельзя признать законными, они подлежат в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмене, а дело направлению на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Курска от 26 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 5 апреля 2022 года - отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд города Курска.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.