Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 7 ноября 2022 года гражданское дело по иску Серовой Татьяны Александровны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж и установлении специального стажа
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 29 марта 2022 года по гражданскому делу N 33-968/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Серова Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области (далее по тексту - ГУ-ОПФР по Пензенской области) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж и установлении специального стажа.
Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 21 декабря 2021 года исковые требования Серовой Т.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 29 марта 2022 года решение Ленинского районного суда г. Пензы от 21 декабря 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Серовой Т.А. к ГУ-ОПФР по Пензенской области удовлетворены: признано незаконным решение ГУ-ОПФР по Пензенской области от 18 августа 2021 года N 210000103306/068-313520/21 в части не включения в специальный стаж периода работы с 1 сентября 1995 года по 4 мая 1996 года (8 месяцев 4 дня) в качестве учителя математики средней общеобразовательной школы N 31 г. Пензы; на ответчика возложена обязанность включить в специальный стаж Серовой Т.А, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, период ее работы с 1 сентября 1995 года по 4 мая 1996 года (8 месяцев 4 дня) в качестве учителя математики средней общеобразовательной школы N 31 г. Пензы; установить Серовой Т.А. специальный стаж для назначения страховой пенсии 25 лет по состоянию на 22 октября 2020 года.
В поданной кассационной жалобе ГУ-ОПФР по Пензенской области просит отменить принятое апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие оснований для включения спорных периодов в специальный стаж, поскольку Списками не предусмотрены должности пионервожатой и организатора детского досуга, а также отсутствуют приказы об установлении педагогической нагрузки.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, 19 июля 2021 г. Серова Т.А. обратилась в ГУ-ОПФР по Пензенской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ОПФР по Пензенской области от 18 августа 2021 г. Серовой Т.А. определен стаж педагогической деятельности в 25 лет на 24 июня 2021 г. и указано, что пенсия в связи с осуществлением педагогической деятельности может быть назначена 25 июня 2024 г. при обращении в территориальный орган ПФР с соответствующим заявлением. При этом в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности не засчитан, в том числе, период работы с 1 сентября 1994 г. по 4 мая 1996 г. в должности пионервожатой и организатора детского досуга, так как данные должности в Списках не поименованы.
Согласно трудовой книжки, Серова Т.А. начала педагогическую деятельность 15 августа 1992 г. в качестве учителя математики Б-Вьясской средней школы; 1 сентября 1994 г. Серова Т.А. принята на должность организатора детского досуга; 1 сентября 1997 г. назначена заместителем директора по воспитательной работе и учителем математики средней школы N31 г. Пензы, работает в данном учреждении образования по настоящее время.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 г. принято постановление N665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подп. "м" п. 1 данного постановления при определении стажа, связанного с досрочным назначением страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются в том числе:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность учителя, а п. 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе, школы всех наименований.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 (далее - Правила от 29 октября 2002 г. N781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N781, не содержат условий, касающихся возможности зачета периода работы в специальный стаж только при занятии штатной должности.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Серовой Т.А. о включении в специальный стаж периода работы с учебной нагрузкой 6 часов уроков математики с 1 сентября 1995 г. по 1 сентября 1996 г. в средней школе N31 г. Пензы, суд первой инстанции указал, что представленные истцом доказательства не позволяют сделать вывод об осуществлении педагогической деятельности.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования Серовой Т.А. в указанной части, суд апелляционной инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, в том числе, тарификационным спискам, справке Управления образования от 14 июля 2021 г. N15, карточкам-справкам формы N387 за 1995-1996 г, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку период работы истца в должности пионервожатой с 1 сентября 1995 г. по 4 мая 1996 г. в качестве учителя математики средней общеобразовательной школы N 31 г. Пензы установлен в ходе рассмотрения дела, выполнение необходимой учебной нагрузки в указанный период не требовалось, как и необходимость занятия штатной должности учителя для включения в специальный стаж.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности)", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные ГУ- ОПФР по Пензенской области в жалобе доводы об отсутствии оснований для включения спорного периода в специальный стаж, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылки ответчика в кассационной жалобе на отсутствие в материалах дела надлежащих доказательств осуществления истцом в спорный период педагогической деятельности, судебная коллегия находит несостоятельными, т.к. всем представленным сторонами доказательствам в их совокупности, по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемом судебном акте, кассационная жалоба ответчика не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 29 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.