Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.
судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции VideoMost 31 октября 2022 года гражданское дело по иску Усановой Елены Викторовны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда России по Пензенской области о возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда России по Пензенской области
на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 20 декабря 2021 года по гражданскому делу N 2-3103/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 12 апреля 2022 года по гражданскому делу N 33-1191/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав пояснения представителя ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда России по Пензенской области Улыбиной Н.В, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Усанова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда России по Пензенской области (далее по тексту - ГУ-ОПФР по Пензенской области) о возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы.
Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 20 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 12 апреля 2022 года, исковые требования Усановой Е.В. удовлетворены : на ответчика возложена обязанность включить в специальный стаж Усановой Е.В. в календарном исчислении периоды работы в должности младшего цехового врача-терапевта поликлиники N1 с 9 апреля 1991 года по 13 мая 1991 года, с 18 июня 2000 года по 10 декабря 2002 года, включая курсы повышения квалификации с 9 марта 2001 года по 9 мая 2001 года, в должности фельдшера цеховой службы по спец. средствам МУЗ "Городская больница N3" с 11 декабря 2002 года по 2 января 2004 года, периоды ученических отпусков со 2 марта 2015 года по 20 марта 2015 года, с 14 декабря 2015 года по 31 декабря 2015 года.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ГУ-ОПФР по Пензенской области ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов в части удовлетворения исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, указывая на отсутствие оснований для включения спорных периодов в специальный стаж истца, т.к. материалы дела не содержат достаточно доказательств, свидетельствующих о лечебной деятельности истца в спорный период, т.к. должности "младший врач" и "фельдшер цеховой службы по спец. средствам" Списки не содержат.
Поскольку судебные акты обжалуются в части удовлетворения исковых требований Усановой Е.В. о включении в специальный стаж в календарном исчислении периоды работы в должности младшего цехового врача-терапевта поликлиники N1 с 9 апреля 1991 года по 13 мая 1991 года, с 18 июня 2000 года по 10 декабря 2002 года, включая курсы повышения квалификации с 9 марта 2001 года по 9 мая 2001 года, в должности фельдшера цеховой службы по спец. средствам МУЗ "Городская больница N3" с 11 декабря 2002 года по 2 января 2004 года, оснований для проверки судебных актов в полном объеме судебной коллегией кассационного суда не имеется.
Заслушав доклад судьи, выслушав участника процесса, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленных судом апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Усанова Е.В. 2 сентября 2021 года обратилась в ГУ-УПФР в г. Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по основанию, предусмотренному п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-УПФР в г. Пензе Пензенской области от 10 сентября 2021 года в назначении страховой пенсии Усановой Е.В. отказано ввиду недостаточности стажа на соответствующих видах работ.
Принимая указанное решение, комиссией в стаж Усановой Е.В. не были засчитаны, в том числе, периоды работы с 9 апреля 1991 года по 13 мая 1991 года, с 1 ноября 1999 года по 10 декабря 2002 года в должности младшего цехового врача-терапевта поликлиники N1, с 11 декабря 2002 года по 2 января 2004 года в должности фельдшера цеховой службы по спец. средствам МУЗ "Городская больница N3", т.к. Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464 (действующего до 1 ноября 1999 года), Списком профессий и должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию по выслуге лет в связи с медицинской деятельностью, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N1066 (действующего по периодам работы с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года), Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N781, данные должности не предусмотрены.
приказом от 5 марта 2001 года N18 Усанова Е.В. была направлена на усовершенствование с 9 марта 2001 года сроком 2 месяца, т.е. по 9 мая 2001 года с частичным отрывом.
В ч. 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от от 6 сентября 1991 года N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4 и п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Согласно п. 3 постановления N665 исчисление периодов работы осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N516 и Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N781. При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подп. "м", "н" п. 1 указанного постановления применяются: Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N1397 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Таким образом, по смыслу указанных положений закона периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, за которые работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы для медицинских работников, поскольку, в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 73 ФЗ от 21 ноября N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Разрешая спор, удовлетворяя исковые требования Усановой Е.В. в части включения спорных периодов в специальный стаж, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, в том числе, записям трудовой книжки, тарификационному списку на 1 октября 1994 года, которым подтверждается тарифицирование Усановой Е.В, выписке из индивидуального лицевого счета Усановой Е.В, из содержания которого следует, что работодателем в отношении спорного периода указан код льготной работы "ЗП 81 ГД" и "28ГД", что свидетельствует о том, что работодатель подтверждал право истицы на включение оспариваемых периодов работы в специальный стаж; штатным расписаниям Горбольницы N3, правильно применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что работа истца в оспариваемые периоды в должности младшего цехового врача-терапевта поликлиники и в должности фельдшера цеховой службы по спец. средствам соответствует работе фельдшера поликлинического отделения больницы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Суды верно исходили из того, что период нахождения Усановой Е.В. с 9 марта 2001 года по 9 мая 2001 года на курсах повышения квалификации подлежит зачету в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии в календарном исчислении, как период осуществления трудовой деятельности, за который производилась выплата заработной платы.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Закона Российской Федерации N 340-1 от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" Постановления Правительства Российской Федерации N 665 от 16 июля 2014 года "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, Постановления Правительства Российской Федерации N 1066 от 22 сентября 1999 года "Об утверждении списка должностей, работа которых засчитывается в выслугу, дающую право на пению за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", Положения о порядке исчисления стажа для
назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные ГУ-ОПФР по Пензенской области в жалобе доводы об отсутствии оснований для включения спорных периодов в специальный стаж истца, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка, все заявленные истцом требования рассмотрены в соответствии с требованиями закона, отражены в судебных актах.
Иных доводов, которые не являлись предметом оценки судов первой и второй инстанций, кассационная жалоба ответчика не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 20 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 12 апреля 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда России по Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.