Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, с участием прокурора Юнусовой А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании 7 ноября 2022 года гражданское дело по иску Рощупкина Александра Васильевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области о взыскании недоплаты по ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, возложении обязанности произвести перерасчет выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью
по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 9 февраля 2022 года по гражданскому делу N 2-425/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 28 апреля 2022 года по гражданскому делу N 33-2559/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав заключение прокурора, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению,
УСТАНОВИЛА:
Рощупкин А.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области (далее по тексту - ГУ МВД России по Воронежской области) о взыскании недоплаты по ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, возложении обязанности произвести перерасчет выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 9 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 28 апреля 2022 года, исковые требования Рощупкина А.В. удовлетворены: с ГУ МВД России по Воронежской области в пользу Рощупкина А.В. взыскана недоплата по ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 1 февраля 2016 года по 30 ноября 2021 года в размере 34726, 00 рублей; на ГУ МВД России по Воронежской области возложена обязанность произвести Рощупкину А.В. перерасчет выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью с 1 декабря 2021 года и производить ее дальнейшую выплату с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года, исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством РФ коэффициентом индексации.
В поданной кассационной жалобе ГУ МВД России по Воронежской области просит отменить принятые судебные акты первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая о невозможности индексации сумм возмещения вреда истцу в соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
Как установлено судом, решением Центрального районного суда г.Воронежа от 22 сентября 2008 г. в пользу Рощупкина А.В. с ГУВД по Воронежской области взыскана задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом индексации за период с 1 августа 2003 года по 30 сентября 2008 года в размере 285718, 28 руб.; возложена обязанность на ГУВД по Воронежской области, начиная с 1 октября 2008 года назначить и выплачивать истцу за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 8822, 40 руб. с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Данным судебным решением, установлено, что Рощупкин А.В. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидом II группы вследствие данной катастрофы, ему установлена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью.
Обращаясь с иском в суд о взыскании недоплаты ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 1 февраля 2016 года по 30 ноября 2021 года, Рощупкин А.В. указывал на необоснованную индексацию возмещения вреда здоровью ответчиком с применением коэффициента 1, 04, вместо установленного постановлением Правительства РФ от 28 января 2016 г. N 42 - 1, 07.
Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пунктом 1 ст. 5 данного Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. N 1244-1 установлено, что предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 указанной статьи размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг." действие вышеуказанной нормы было приостановлено до 1 января 2016 г, затем - до 1 января 2017 г, до 1 января 2018 г. Этим же законом был определен порядок индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законами N 1244-1, N 175-ФЗ, N2-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 4 указанного Федерального закона от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции от 19 декабря 2016 г.) размер индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в ч. 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, приостановление действия данной нормы не означало прекращение в течение указанного хронологического периода индексации ежемесячных компенсаций в возмещение вреда здоровью, выплачиваемых заявителю. Данная выплата была проиндексирована в 2015 г. с применением коэффициента 1, 055 согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.". С 1 января 2016 г. была осуществлена индексация на разницу между названным коэффициентом и фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 г, установленную Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. N 42 в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ.
Из разъяснений, изложенных в п. 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", следует, что согласно ст. 318 Гражданского кодекса Российской Федерации иной порядок увеличения суммы, выплачиваемой непосредственно на содержание гражданина, может быть предусмотрен законом.
В частности, размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, может быть предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год (абз. 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. N 42 установлен размер индексации 1, 07 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.", к которым на основании п. 1 ч. 1 ст. 4 вышеназванного Федерального закона относится и Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Разрешая спор, удовлетворяя исковые требования Рощупкина А.В. о взыскании недоплаты по ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, возложении обязанности произвести перерасчет выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно применив к спорным отношениям нормы материального права, сделали обоснованный вывод, что при исполнении решения Центрального районного суда г. Воронежа от 22 сентября 2008 г. ответчик обязан был руководствоваться положениями названного выше постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. N42, что им сделано не было, индексация возмещения вреда здоровью Рощупкину А.В. ошибочно осуществлялась с применением коэффициента 1, 04, вместе установленного специальными нормами - 1, 07. В связи с чем, с ответчика взыскана сумма недоплаты за спорный период, на ответчика верно возложена обязанность произвести Рощупкину А.В. перерасчет выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью с 1 декабря 2021 года, производить ее дальнейшую выплату с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством РФ коэффициентом индексации.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено верное толкование норм материального права (Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона от 6 апреля 2015 года N68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов", Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Федерального закона 14 декабря 2015 года N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год", Федерального закона от 29 ноября 2018 года N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 года N 42 "Об установлении с 1 февраля 2016 года размера индексации выплат, пособий и компенсацией", постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года N 88 "Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году", постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2018 года N 74 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году", постановления Правительства Российской
Федерации от 29 января 2020 года N 61 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году", постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 года N 73 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году), подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные ГУ МВД России по Воронежской области в жалобе доводы о невозможности индексации сумм возмещения вреда истцу, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 9 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.