Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 31 октября 2022 года гражданское дело по иску Кармановой Тамары Яковлевны к Бюро N 3 - филиалу Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Брянской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Экспертному составу N 2 Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Брянской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Экспертному составу N 12 Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Брянской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконными решений, возложении обязанности
по кассационной жалобе Кармановой Тамары Яковлевны
на решение Советского районного суда г. Брянска от 31 января 2022 года по гражданскому делу N 2-155/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 31 мая 2022 года по гражданскому делу N 33-1400/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Карманова Т.Я. обратилась в суд с иском к Бюро N 3 - филиалу Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Брянской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Экспертному составу N 2 Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Брянской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Экспертному составу N 12 Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Брянской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконными решений, возложении обязанности.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 31 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 31 мая 2022 года, исковые требования Кармановой Т.Я. оставлены без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Карманова Т.Я. просит отменить принятые судебные акты первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая на представление в материалы дела доказательств наличия причинной связи между заболеванием, связанным с ранением в Великую Отечественную войну, и установлением инвалидности.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Кармановой Т.Я. в 1986 году установлена 2 группа инвалидности (по зрению) с причинной связью "общее заболевание", 5 октября 2007 года установлена 1 группа инвалидности (по зрению) с причинной связью "общее заболевание" без срока переосвидетельствования.
9 марта 2010 года Карманова Т.Я. обратилась в филиал N3 МСЭ по Брянской области с заявлением об освидетельствовании с целью изменения причины инвалидности: "инвалидность с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны".
9 марта 2010 года Карманова Т.Я. освидетельствована в Филиале-бюро N3; причина инвалидности была изменена на "инвалидность с детства" с учетом п.4 Разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N1 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N17.
Согласно указанному пункту причина инвалидности "инвалид с детства" может быть определена, в том числе, если по клиническим данным, этиопатогенезу заболеваний или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет (до 1 января 2000 г. - в возрасте до 16 лет) имелись признаки стойких ограничений жизнидеятельности.
26 марта 2010 года Карманова Т.Я, в рамках обжалования данного решения, освидетельствована в составе N2 ФКУ "ГБ МСЭ по Брянской области", затем в экспертном бюро общего профиля N6 Федерального бюро медико-социальной экспертизы 11 мая 2010 года. Вышеуказанное решение подтверждено.
Решением Володарского районного суда г. Брянска от 25 августа 2010 года по гражданскому делу N2-1865 заявление Кармановой Т.Я. об установлении факта получения осколочного ранения во время Великой Отечественной войны удовлетворено. Установлен факт получения Кармановой Т.Я. (Лысковой) Т.Я. осколочного ранения во время Великой Отечественной войны.
С указанным решением суда Карманова Т.Я. обращалась 27 сентября 2010 года и 24 ноября 2010 года в бюро N3 для изменения причины инвалидности на "инвалидность с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны", однако причина инвалидности не изменена.
В дальнейшем решения были обжалованы в экспертном составе N2 общего профиля ФГУ "ГБ МСЭ по Брянской области" 21 декабря 2010 года, в экспертном составе общего профиля N6 Федерального бюро МСЭ ФМБА России 7 февраля 2011 года. По результатам анализа медицинских документов за период с 1958 года по 2010 год этиопатогенетической связи между заболеванием зрительного анализатора, приведшего к инвалидности, и ранением, полученным в годы Великой Отечественной войны, не выявлено. В соответствии с Указанием Министерства социального обеспечения РСФСР N1-110-У от 3 августа 1990 года "О порядке установления инвалидности с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями" оснований для изменения причины инвалидности не установлено.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 2 декабря 2014 года по гражданскому делу N2-3091/2014 исковые требования прокурора в защиту интересов Кармановой Т.Я. к ФГУ ГБ МСЭ по Брянской области о понуждении к совершению действий (изменить Кармановой Т.Я. причину инвалидности на "инвалидность с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны") оставлены без удовлетворения. Судом установлено, что причинно-следственная связь между ранением в живот и голову в годы Великой Отечественной войны и тем заболеванием, которое привело к инвалидности истца, отсутствует.
Как следует из материалов дела, 6 ноября 2020 г. Карманова Т.Я. вновь обращалась в Советский районный суд г. Брянска с теми же исковыми требованиями. Определением Советского районного суда г. Брянска производство по делу прекращено.
28 января 2021 года Карманова Т.Я. обратилась в Бюро N3 - филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Брянской области" Минтруда России с целью установления причины инвалидности вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, 11 февраля 2021 года истец была освидетельствована в Бюро N3 - филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Брянской области Минтруда России. Оснований для изменения причины инвалидности не выявлено.
В рамках обжалования указанного решения 25 февраля 2021 года проведена заочная медико-социальная экспертиза в экспертном составе N2 ФКУ "ГБ МСЭ по Брянской области" Минтруда России. Решение было подтверждено.
31 марта 2021 года - 5 апреля 2021 года проведена медико-социальная экспертиза заочно в экспертном составе N12 смешанного профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России. Учитывая, тот факт, что медицинских документов о причинно-следственной связи инвалидности с ранением в детстве представлено не было, Карманова Т.Я. является инвалидом 1 группы по последствиям заболевания зрительного анализатора, оснований для изменения причины инвалидности не выявлено.
Статьей 60 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
В силу ст.1 Федерального закона от 21.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты; ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью; в зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид"; признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы; порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.11.1995 г. N 181-ФЗ).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Кармановой Т.Я. о признании незаконными решений, возложении обязанности, суды первой и апелляционной инстанций установили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовали представленные в материалы дела доказательства, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что освидетельствование истца проведено в соответствии с требованиями действующего законодательства о медико-социальной экспертизе, оснований для изменения причины инвалидности с "инвалидность с детства" на "инвалидность с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны" не имелось, поскольку медицинская документация о причинно-следственной связи инвалидности с ранением, полученным истцом в раннем детстве отсутствует. В установленном порядке решения Бюро N3 - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Брянской области" Минтруда России, экспертного состава N2 ФКУ "ГБ МСЭ по Брянской области по Брянской области, экспертного состава N12 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России незаконными не признаны.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные Кармановой Т.Я. в жалобе доводы о наличии оснований для изменения формулировки причины наступления инвалидности, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылки истца в кассационной жалобе на представление в материалы дела доказательств, подтверждающих наличие причинной связи между заболеванием, связанным с ранением в Великую Отечественную войну, и установлением инвалидности, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку опровергается представленными в дело заключениями врачебных экспертиз, в то время, как показания свидетеля в ходе рассмотрения дела об установлении факта получения осколочного ранения во время Великой Отечественной войны, допустимым доказательством по данному спору не может являться, так как установление причины инвалидности входит в компетенцию медико-социальной экспертизы, для ее установления определен специальный порядок.
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемых судебных актах, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Советского районного суда г. Брянска от 31 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 31 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кармановой Тамары Яковлевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.