Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 7 ноября 2022 года гражданское дело по иску Виноградовой Ирины Александровны к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения, обязании назначить пособие на ребенка
по кассационной жалобе Министерства социального развития Московской области
на решение Подольского городского суда Московской области от 20 января 2022 года по гражданскому делу N 2-545/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 6 июня 2022 года по гражданскому делу N 33-17570/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Виноградова И.А. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области (далее по тексту ? Минсоцразвития Московской области) о признании незаконным решения, обязании назначить пособие на ребенка.
Решением Подольского городского суда Московской области от 20 января 2022 года исковые требования Виноградовой И.А. удовлетворены частично: на ответчика возложена обязанность назначить Виноградовой И.А. пособие на ребенка по п.1 ст.7 Закона Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" с 13 октября 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 6 июня 2022 года решение Подольского городского суда Московской области от 20 января 2022 года оставлено без изменения. Уточнен абзац 2 резолютивной части решения, изложен в следующей редакции: "Обязать Минсоцразвития Московской области Московской области назначить Виноградовой И.А. пособие на ребенка по п.1 ст. 7 Закона Московской области от 12 января 2006 года N1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" с 1 октября 2021 года.
В поданной кассационной жалобе Минсоцразвития Московской области просит отменить принятые по делу судебные акты первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие оснований для назначения пособия, поскольку истцом представлены не все необходимые документы.
Заслушав доклад судьи, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Виноградова И.А. является матерью несовершеннолетнего ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Отцом ребенка является ФИО11
Брак между ФИО11 и Виноградовой И.А. прекращен 21.04.2017 г.
Виноградова И.А. является матерью несовершеннолетнего ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения-инвалида первой группы по зрению.
В материалы дела представлена справка ГУ-ГУПФР N 4 по г. Москве и Московской области, согласно которой, Виноградова И.А. состоит на учете и ей установлена выплата как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход с 1 мая 2014 года по 30 сентября 2027 года.
20 октября 2017 года между Виноградовой И.А. и ФИО11 заключено соглашение об уплате алиментов на несовершеннолетнего ребенка ФИО10, в соответствии с п. 3 которого, ФИО11 в соответствии с п.1 ст. 81 СК РФ обязуется ежемесячно выплачивать Виноградовой И.А. в качестве алиментов на содержание совместно с ней проживающего несовершеннолетнего ребенка ФИО10 до его совершеннолетия сумме, соответствующую 1/4 своего дохода, но не менее 3000 руб.
В материалы дела представлены платежные поручения, выписка о состоянии вклада Виноградовой И.А. в ПАО Сбербанк РФ за период с 1 сентября 2020 года по 11 октября 2021 года, подтверждающие перечисление ФИО11 алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка на основании Соглашения об уплате алиментов.
В материалы дела представлена копия трудовой книжки ФИО11, из которой следует, что ФИО11 осуществлял трудовую деятельность в период с 01.10.2020 г. по 25.01.2021 г. в ООО "Монолит", в период с 04.03.2021 г. по 20.09.2021 г. А.С.В. работал в АО "ПК "ИнжСтрой". 20.09.2021 г. трудовой договор АО "ПК "ИнжСтрой" расторгнут.
Согласно справке из Управления труда и занятости населения Тамбовской области от 14 октября 2021 года, ФИО11 по состоянию на 14.10.2021 г. на учете в службе занятости населения не состоит, пособие по безработице не получает.
В материалы дела представлена справка о доходах ФИО11 АО "ПК"ИнжСтрой" за период март-апрель 2021 г. и за 2020 г. ООО "МОНОЛИТ".
Также в материалы дела представлена справка о доходах ФИО11 за период 2021 г.
В период с 29.01.2021 г. по 13.10.2021 г. Виноградова И.А. неоднократно обращалась в Подольское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлениями о назначении пособия на ребенка в соответствии со ст. 7 Закона Московской области от 12.01.2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" с 13.10.2021 г.
Решением Минсоцразвития Московской области в лице Подольского управления социальной защиты населения МО N441256 от 13.10.2021 г. Виноградовой И.А. отказано в предоставлении государственной услуги по назначению пособия на ребенка, в связи с несоответствием документов, необходимых для получения государственной услуги.
Согласно данному решению, документы, представляемые для назначения социальных пособий должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области (пункт 94.1 Порядка 989/30 от 14.08.2012 г.). Согласно п. 94 "е" Порядка, к доходу семьи, учитываемому при исчислении величины среднедушевого дохода, также относятся алименты на содержание ребенка (детей), выплачиваемое родителю, с которым фактически проживает ребенок (дети). Виноградовой И.А. представлено соглашение об уплате алиментов от 20.10.2017 г, которое подтверждает установление алиментных обязательств с октября 2017 г, но при этом не является документом, подтверждающим факт выплаты алиментов. Согласно п. 3 алименты составляют не менее одной четверти заработка и (или) иного дохода, но не менее 3000 руб. Виноградовой И.А. представлена трудовая книжка Авдошина С.В, согласно которой, он осуществлял трудовую деятельность в период с 01.10.2020 г. по 25.01.2021 г, и с 04.03.2021 г. по 20.09.2021 г. Справка о его доходах представлена за период с марта 2021 г. по апрель 2021 г. В связи с чем, не представляется возможным произвести расчет правильности перечисленных алиментов за вышеуказанный период.
Защита семьи, материнства, отцовства и детства в силу подпункта "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Ежемесячное пособие на ребенка является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, которое выплачивается, в том числе, и гражданам Российской Федерации, проживающим на территории России (ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").
В соответствии со ст. 16 названного Федерального закона (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.
Порядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской области утвержден постановлением Правительства Московской области от 14 августа 2012 г. N 989/30 (ред. от 18.12.2020 г.) "Об утверждении Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области".
Согласно п. 23 Порядка ежемесячное пособие назначается на шесть месяцев начиная с месяца обращения (далее - установленный период выплаты). Ежемесячное пособие на ребенка, находящегося под опекой (попечительством), не может быть назначено опекуну (попечителю) ранее месяца признания его опекуном (попечителем) ребенка; продлевается на шесть месяцев начиная с месяца, следующего за последним месяцем установленного периода выплаты, в случае подтверждения заявителем размера среднедушевого дохода, не превышающего величины прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения, в течение календарного месяца по окончании установленного периода выплаты.
В соответствии с п. 94 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области к доходу семьи, учитываемому при исчислении величины среднедушевого дохода, относятся алименты на содержание ребенка, выплачиваемые родителю, с которым он фактически проживает.
Сведения о доходах семьи указываются в заявлении о назначении (продлении выплаты) социального пособия в письменной форме и подтверждаются соответствующими документами.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Виноградовой И.В, суды первой и апелляционной инстанций дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что условия, необходимые для назначения ежемесячного пособия на ребенка, предусмотренные пунктом 1 статьи 7 Закона Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" соблюдены, поскольку Виноградовой И.В. представлен необходимый пакет документов, в том числе, документы, подтверждающие сведения о доходах семьи, позволяющие произвести расчет размера среднедушевого дохода ее семьи, в связи с чем, установили право Виноградовой И.В. на назначение и выплату пособий на несовершеннолетнего ребенка.
Уточняя дату, с которой должно быть назначено пособие Виноградовой И.В, суд апелляционной инстанции верно исходил из положений Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, поскольку пособие назначается на двенадцать месяцев, начиная с месяца обращения.
В судебных актах приведены результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также дано толкование норм материального права (Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Закона Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области"), подлежащих применению к спорным отношениям.
Приведенные Минсоцразвития Московской области в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для назначения пенсии ввиду не представления всех необходимых документов в уполномоченный орган, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов первой и апелляционной инстанций являться не могут.
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемых судебных актах, кассационная жалоба ответчика не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Подольского городского суда Московской области от 20 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 6 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.