Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции VideoMost 31 октября 2022 года гражданское дело по иску Курепина Никиты Игоревича к Министерству социального развития Московской области об установлении факта совместного проживания, обязании выдать удостоверение многодетной семьи
по кассационной жалобе Министерства социального развития Московской области
на решение Королёвского городского суда Московской области от 14 февраля 2022 года по гражданскому делу N 2-287/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 1 июня 2022 года по гражданскому делу N 33-17149/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав пояснения представителя ответчика Министерства социального развития Московской области Сергеевой Е.А, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Курепин Н.И. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области (далее по тексту - Минсоцразвития Московской области) об установлении факта совместного проживания, обязании выдать удостоверение многодетной семьи.
Решением Королёвского городского суда Московской области от 14 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 1 июня 2022 года, исковые требования Курепина Н.И. удовлетворены частично: на ответчика возложена обязанность выдать Курепину Н.И. удостоверение многодетной семьи на состав семьи: отец - Курепин Н.И, мать - ФИО11, дети - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения; заявление Курепина Н.И. об установлении юридического факта совместного проживания семьи на территории Московской области в составе: Курепина Н.И, ФИО11, ФИО1, ФИО2, ФИО1 оставлено без рассмотрения.
В поданной кассационной жалобе Минсоцразвития Московской области просит отменить принятые по делу судебные акты в части удовлетворения исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая на наличие оснований для отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи, поскольку у супруги и детей не имеется места жительства в Московской области.
Заслушав доклад судьи, выслушав участника процесса, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Курепин Н.И. является отцом троих несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, матерью несовершеннолетних детей является ФИО11, с которой истец состоит в браке с 05.12.2020 г.
Курепин Н.И. 14.10.2021 г. обратился с заявлением в Минсоцразвития Московской области об установлении его семье льготного статуса многодетной семьи. Решением Минсоцразвития Московской области от 21.10.2021 г. Курепину Н.И. отказано.
Согласно договору найма N 473 от 12.03.2011 г. Курепин Н.И. арендовал жилое помещение по адресу: "адрес", где проживал совместно с семьей.
В 2016 году Курепин Н.И. арендовал жилое помещение по адресу: "адрес", где также проживал совместно со своей семьей, что прямо усматривается из договора найма жилого помещения.
Согласно выписки из ЕГРН ФИО11 является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Как следует из сообщения ГБУЗ МО "Королёвская городская больница" N 3 от 21.01.2022 г, ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состояла на учете по беременности в женской консультации структурного подразделения Королевский родильный дом с 12.05.2021 г, 07.10.2021 г. в Королевском родильном доме произошли роды.
Согласно сообщению ГБУЗ МО "Королёвская городская больница" N26 от 26.01.2022 г, несовершеннолетние дети истца прикреплены к участку N 112, Поликлиническое отделение N 2, Завокзальная поликлиника и наблюдаются там: ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки МБОУ г.о. Королёв Московской области "СОШ N 5" на имя ФИО1 и ФИО2 следует, что они обучаются в данной школе по настоящее время.
Указом Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 05.05.1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.
В силу ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. NN 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п. 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей (в том числе, многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
На территории Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям, регулируются Законом Московской области от 12.01.2006 года N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области".
Согласно ст. 2 указанного Закона Московской области N 1/2006-03 12.01.2006 года, меры социальной поддержки семьи и детей предоставляются органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.
В ст. 1 Закона указывается, что действие Закона распространяется на граждан РФ, имеющих место жительства в Московской области.
Многодетная семья, согласно п. 2 Закона Московской области N1/2006-03 12.01.2006 года - это лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).
Согласно пункту 4 ст. 21 Закона Московской области N 1/2006-03 12.01.2006 года меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
Постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 года N1029/45 утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи.
Согласно п. 3 указанного Порядка для получения удостоверения родитель (законный представитель) представляет в подразделение по месту своего жительства заявление с приложением следующих документов: копия паспорта заявителя (супруга, супруги) или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением подлинника); копии свидетельств о рождении детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (с предъявлением подлинников); документ, подтверждающий место жительства заявителя (супруга, супруги) и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака (с предъявлением подлинника); фотография заявителя (супруга, супруги) размером 3x4 см.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что удостоверение не выдается в случаях: отсутствия у семьи статуса многодетной; представления неполного комплекта документов, указанных в пункте 3 Порядка.
Таким образом, при определении статуса многодетной семьи, проживающей на территории Московской области, юридически значимым установление совместного проживания членов семьи, зарегистрированной на территории Московской, имеющей в своем составе не менее трех несовершеннолетних детей, находящихся на иждивении родителей и воспитываемых ими.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года N5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ" под метом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Курепина Н.И. о возложении обязанности выдать удостоверение многодетной семьи, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, в том числе, показаниям допрошенных свидетелей, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, сделали обоснованный вывод, что материалами дела подтверждается статус многодетной семьи Курепина Н.И, члены семьи которого совместно проживают на территории Московской области и имеют трех несовершеннолетних детей. В связи с чем, истец имеет право на получение мер социальной поддержки в силу положений Закона Московской области от 12.01.2006 года N1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" в виде предоставления удостоверения многодетной семьи.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Закона Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", Постановления Правительства Московской области от 12 декабря 2017 года N 1029/45 (в редакции от 31 июля 2019 года) "Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные в кассационной жалобе Минсоцразвития Московской области доводы об отсутствии оснований для выдачи удостоверения многодетной семьи, являлись предметом исследования судебных инстанций, и по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Королёвского городского суда Московской области от 14 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 1 июня 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.