Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 января 2004 г. N А44-1732/03-С14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Корпусовой О.А. и Хохлова Д.В.,
рассмотрев 12.01.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Морозова Николая Владимировича на решение от 25.07.03 (судья Янчикова Н.В.) и постановление апелляционной инстанции от 23.09.03 (судьи Анисимова З.С., Бочарова Н.В., Ларина И.Г.) Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-1732/03-С14,
установил:
Индивидуальный предприниматель Морозов Николай Владимирович обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к отделу внутренних дел Новгородского района Новгородской области (далее - ОВД) о признании незаконными действий должностных лиц ОВД по проведению мероприятий по контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о регулировании производства и оборота алкогольной продукции и применении контрольно-кассовых машин.
Решением от 25.07.03 в удовлетворении заявления предпринимателю отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.09.03 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты как принятые с нарушением норм материального права и удовлетворить заявление. По мнению подателя жалобы, судами нарушены требования статей 7, 8, 9 и 11 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.01 N 134-ФЗ (далее - Закон 134-ФЗ).
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела, 02.06.03 сотрудниками ОВД проведена проверка соблюдения в торговом павильоне, принадлежащем предпринимателю, требований санитарно-эпидемиологических требований, законодательства о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции и применении контрольно-кассовых машин.
В ходе проверки произведена контрольная закупка, осмотрен имеющийся в торговом павильоне товар и документы на него, а также изъяты три бутылки водки и медицинская книжка продавца Черноперовой В.Д.
По результатам проверки составлены протокол изъятия вещей и документов от 02.06.03; акт проверочной закупки от 02.06.03; акт проверки торгового предприятия от 02.06.03, а также получены объяснения продавца Черноперовой В.Д. Из указанных документов следует, что в торговом павильоне, принадлежащем предпринимателю Морозову Н.В., осуществлялась продажа водки без необходимых документов; при реализации товара не использовалась контрольно-кассовая машина; в медицинской книжке продавца отсутствовала отметка о прохождении медицинского осмотра.
Предприниматель считает, что сотрудники ОВД при проведении проверки превысили свою компетенцию, не предъявили распоряжение о проведении проверки, не составили по результатам проверки акт установленной формы, действовали с нарушением положений Закона N 134-ФЗ.
Исследовав все обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суды обеих инстанций правомерно отказали предпринимателю в удовлетворении заявления.
Согласно пункту 25 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции" от 18.04.91 N 1026-1 (в редакции от 10.01.03), далее - Закон о милиции, милиция наделена правом беспрепятственно входить в производственные помещения, используемые гражданами для занятия предпринимательской деятельностью; производить осмотр торговых и иных помещений, изымать необходимые документы; проводить контрольные закупки и проверки финансово-хозяйственной деятельности; получать сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства.
Следовательно, сотрудники ОВД имели право совершать вышеназванные действия при проведении проверки торгового павильона.
Доводы жалобы о нарушении сотрудниками ОВД в ходе проверки положений Закона N 134-ФЗ не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Закон N 134-ФЗ регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания статьи 1 Закона о милиции следует, что милиция в Российской Федерации - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.
Таким образом, милиция как система государственных органов исполнительной власти в соответствии с Законом о милиции не является органом государственного контроля (надзора).
При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 25.07.03 и постановление апелляционной инстанции от 23.09.03 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-1732/03-С14 оставить без изменения, а кассационную жалобу предпринимателя Морозова Николая Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н.Бухарцев |
Д.В.Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 января 2004 г. N А44-1732/03-С14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника