Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Акчуриной Г.Ж, судей Ерохиной И.В, Смородиновой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калужского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки отходов на землях лесного фонда
по кассационной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области
на решение Калужского районного суда Калужской области от 9 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 27 июля 2022 года
Заслушав доклад судьи Ерохиной И.В, выслушав объяснения представителя Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области ФИО4, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Лаптева О.Н, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Калужский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области о понуждении в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории лесного фонда в выделе 5 квартала 6 Приокского участкового лесничества ГКУ Калужской области " "адрес"".
Решением Калужского районного суда Калужской области от 9 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 27 июля 2022 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов. Указывает, что ликвидация несанкционированной свалки и отходов на землях лесного фонда не входит в полномочия данного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и финансирование таких мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов, а потому находит себя ненадлежащим ответчиком. Обращает внимание на непривлечение к участию в деле контролирующих министерство лиц, чьи интересы могут быть затронуты.
В возражениях на кассационную жалобу Калужская межрайонная природоохранная прокуратура просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судами установлено и нашло свое подтверждение в материалах дела, что в ходе проведенных Калужской межрайонной природоохранной прокуратурой проверочных мероприятий установлен факт размещения несанкционированной свалки строительных отходов объемом 20 куб.м на площади 0, 017 га.
Указанная свалка расположена в выделе "адрес" ГКУ КО " "адрес"" на земельном участке, относящемся к землям лесного фонда (координаты N).
По морфологическому составу отходы представляют собой лом, древесину, полиэтилен, битое стекло, пластик, бетонные конструкции, мешки с мусором. Данные отходы размещены на земляной подстилке, не оборудованной для этих целей территории, что не исключает возможность загрязнения почвы и подземных грунтовых вод.
В ходе проверки собственника отходов установить не представилось возможным по причине отсутствия признаков, указывающих на их происхождение к конкретному лицу. Территория, на которой размещены отходы, свободна от аренды.
Приведенные обстоятельства не оспаривались сторонами.
В силу Положения о Министерстве природных ресурсов Калужской области, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 15 января 2018 года N25, министерство является органом исполнительной власти Калужской области, обладает исполнительно-распорядительными и надзорными полномочиями, отнесенными к его ведению.
Пунктом 2.1 Положения на министерство природных ресурсов Калужской области возложена государственная функция - управление в области использования и охраны недр, водных объектов, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, министерство является центром ответственности за ее исполнение.
В соответствии с пунктом 2. 8 Положения о министерстве природных ресурсов Калужской области задачами министерства является осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда.
Разрешая спор, суд первой инстанции, применил статью 42 Конституции Российской Федерации, статью 8 Федерального закона N52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 3, 5.1, 11, 51, 78 Федерального закона N7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды", статьи 13, 42, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 4, 6, 8, 19, 50.7, 51, 60.12, 83, 91 Лесного кодекса Российской Федерации, учитывая, что факт несанкционированного размещения ТКО на лесном участке подтвержден материалами дела, пришел к выводу об обоснованности иска.
Полагая, что Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области, как уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, наделено всеми необходимыми полномочиями для организации деятельности по ликвидации свалок отходов производства и потребления на территории лесного фонда, образовавшихся в результате неэффективного осуществления федерального государственного лесного надзора, то неосуществление данной деятельности, что подтверждено проведенной проверкой, свидетельствует о допущенном незаконном бездействии со стороны министерства и о наличии предусмотренных законом оснований для возложения на него обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов на территории лесного фонда в выделе 5 квартала 6 Приокского участкового лесничества ГКУ Калужской области "Калужское лесничество".
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения, не усмотрел оснований для его отмены или изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют установленным обстоятельствам дела, представленным доказательствам.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", регулирующем также вопросы осуществления деятельности, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
При установлении лица, осуществляющего полномочия собственника земельного участка, на которого возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, следует учитывать правовые позиции, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации, который, в частности, в Постановлении от 13 октября 2015 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" помимо общего вывода о том, что положение пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предполагает возложение на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда без их наделения соответствующими государственными полномочиями, указал на то, что в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти; мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан собственник (землепользователь, землевладелец).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, правообладателем которого является Российская Федерация.
В пункте 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
Участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), поэтому осуществление полномочий собственника возлагается на федеральные исполнительные органы власти, если осуществление таковых не перераспределено в установленном порядке.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (абзац 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Леса согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию (часть 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Законом N7-ФЗ (часть 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по сохранению лесов (в том числе по охране лесов) в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения или на лиц, использующих леса. Закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Лесного кодекса Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в области лесных отношений в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, является Рослесхоз.
Применительно к полномочиям в области лесных отношений частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается, за отдельными исключениями, осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
Таким образом, толкование приведенных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что мероприятия по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия представляют собой часть мероприятий по охране лесов, относятся к полномочиям Рослесхоза как органа по управлению государственным имуществом в области лесных отношений и переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Данный орган также является главным распорядителем соответствующих бюджетных средств на содержание и реализацию возложенных на него функций согласно частям 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 837.
Из Положения о Министерстве природных ресурсов Калужской области, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 15 января 2018 года N25, следует, что министерство является органом исполнительной власти Калужской области, обладает исполнительно-распорядительными и надзорными полномочиями, отнесенными к его ведению, на которое возложена государственная функция - управление в области использования и охраны недр, водных объектов, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в круг задач которого входит осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда.
Следовательно, данный орган осуществляет на территории Калужской области все названные в части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты, то есть полномочия собственника лесного участка.
Учитывая приведенную позицию Конституционного Суда Российской Федерации, действующие положения Лесного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, является несостоятельным довод кассационной жалобы о том, что в рассматриваемом случае Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области не является надлежащим ответчиком по делу.
Судебная коллегия считает правовую позицию судов первой и апелляционной инстанций правильной, отвечающей характеру спорных правоотношений и установленным по делу обстоятельствам, выводы о которых сделаны по результатам всесторонней оценки собранных по делу доказательств с соблюдением правил статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таком положении довод кассационной жалобы о непривлечении к участию в деле контролирующих министерство лиц, чьи интересы могут быть затронуты, несостоятелен к отмене обжалуемых судебных актах.
Несоответствия выводов суда, содержащихся в оспоренных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушения либо неправильного применения норм процессуального права при рассмотрении дела судами не установлено.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 9 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 27 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна:
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции И.В. Ерохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.