Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахманова Э.Г., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Шлаксервис" директора Масьянова С.В. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора РФ, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Магнитогорску и надзора в области охраны атмосферного воздуха N 191-2022 от 12 апреля 2022 года, решение судьи Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 17 июня 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 18 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Шлаксервис",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Магнитогорску и надзора в области охраны атмосферного воздуха N 191-2022 от 12 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 17 июня 2022 года и решением судьи Челябинского областного суда от 18 августа 2022 года, общество с ограниченной ответственностью "Шлаксервис" (далее - общество, юридическое лицо, ООО "Шлаксервис") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель юридического лица Масьянов С.В. выражает несогласие с принятыми по делу постановлением должностного лица и судебными актами, просит их отменить, производство по делу прекратить.
В отзыве на жалобу Магнитогорская природоохранная прокуратура просила постановление должностного лица и судебные решения оставить без изменения, доводы жалобы без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 14 данного Закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
В соответствии со статьей 18 Закона N 89-ФЗ, пунктом 3 статьи 22 Закона N 7-ФЗ расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 Закона N 7-ФЗ, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 этого Закона.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 7 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 декабря 2020 года N 1029 "Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" утвержден прилагаемый Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Пунктом 3 указанного Порядка определено, что нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Из системного толкования приведенных выше норм, проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов должны быть разработаны еще до образования отходов, так как цель лимитов на размещение отходов, установить границу, после превышения которой будет оказываться негативное воздействие.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий" установлены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III И IV категорий.
Как следует из материалов дела, Магнитогорской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в области охраны окружающей среды в отношении ООО "Шлаксервис".
Установлено, что ООО "Шлаксервис" осуществляет деятельность по переработке металлургических шлаков, производство шлакообразующих смесей, ремонт футеровки и ходовой части миксерных чугуновозов.
28 октября 2021 года промышленной площадке присвоена II категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (объекты, оказывающие умеренные негативное воздействие на окружающую среду).
11 ноября 2021 года ООО "Шлаксервис" заключен договор с ООО "Южно-Уральское проектно-консалтинговое бюро" на выполнение работ по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта II категории НВОС. По состоянию на 16 февраля 2022 года проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не утвержден.
По результатам проверки сделан вывод о том, что ООО "Шлаксервис" при осуществлении деятельности с 01 января 2021 года по 16 февраля 2022 года не обеспечено исполнение обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ.
Рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо признало доказанным факт неисполнения обществом обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления на их размещение и о наличие вины юридического лица в совершении данного административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судьи пришли к правильным выводам о том, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, которым должностным лицом и судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы по существу сведены к позиции заявителя об отсутствии в действиях (бездействии) юридического лица состава административного правонарушения, поскольку обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления на их размещение у общества возникла только с 28 октября 2021 года, то есть с момента присвоения промышленной площадке II категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Данные доводы подлежат отклонению ввиду следующего.
Возникновение обязанности по разработке указанных нормативов связано с фактом осуществления деятельности на объектах I и II категорий, а не с фактом осуществления уполномоченным государственным органом постановки на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно подпункту 23 пункта 2 указанных Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года N 2398, осуществление деятельности по утилизации отходов IV и V классов опасности (кроме применения термических способов) с применением оборудования и (или) установок является критерием отнесения объекта ко II категории.
ООО "Шлаксервис" получена лицензия N (66)-8818-СОУ от 14 января 2020 года на осуществление деятельности по утилизации отходов IV класса опасности. В заявлении ООО "Шлаксервис" N 5206486 от 27 октября 2021 года о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное влияние на окружающую среду, содержащихся в федеральном государственном реестре, в качестве декларируемой категории указана II категория, а в качестве обоснования ее присвоения в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации, указан вид хозяйственной и (или) иной деятельности на объекте - II. 2. 23) 10. утилизации отходов IV и V классов опасности (кроме применения термических способов) с применением оборудования и (или) установок.
Обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение у ООО "Шлаксервис" возникла с момента вступления в силу Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года N 2398 (01 января 2021 года), определившим критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.
Таким образом, обществу было известно, к какой категории относится эксплуатируемый им объект, что позволяло приступить к разработке необходимой природоохранной документации заблаговременно, до принятия уполномоченным государственным органом решения о присвоении категории объекта.
Вместе с тем, общество на протяжении длительного времени продолжало осуществлять производственную деятельность в отсутствие утверждённого проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Меры, направленные на обеспечение разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, ООО "Шлаксервис" заблаговременно не приняты.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено. Сроки давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Судьи районного и областного судов, рассмотрев жалобу общества на постановление должностного лица, проверили дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, вынесли законные и обоснованные решения.
Нарушений предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора РФ, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Магнитогорску и надзора в области охраны атмосферного воздуха N 191-2022 от 12 апреля 2022 года, решение судьи Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 17 июня 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 18 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Шлаксервис", оставить без изменения, жалобу законного представителя юридического лица Масьянова С.В. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Э.Г. Абдрахманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.