Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 января 2004 г. N А13-2989/03-15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Кочеровой Л.И., Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 13.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области на решение от 31.07.2003 (судья Пестерева О.Ю.) и постановление апелляционной инстанции от 26.09.2003 (судьи Хвостов Е.А., Логинова О.П., Кудин А.Г.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-2989/03-15,
установил:
Закрытое акционерное общество "Северстальстройхим" (далее - ЗАО "Северстальстройхим", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области (далее - налоговая инспекция) от 21.03.2003 N 496 в части взыскания 102 274 руб. 14 коп. пеней за счет денежных средств, числящихся на счетах Общества в банках.
Решением суда от 31.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.09.2003, требования Общества удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права - пунктов 5 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01 января 2001 года" (далее - Порядок проведения реструктуризации задолженности).
Стороны о времени и месте слушания дела должным образом извещены, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция в среврапе 2003 года направила ЗАО "Северстальстройхим" требование N 19233 об уплате 76 213 руб. 60 коп. недоимки по налогам и 104 776 руб. 01 коп. пеней.
Поскольку Общество не исполнило требование в установленный срок, налоговая инспекция приняла решение от 21.03.2002 N 496 о взыскании 104775 руб. 54 коп. пеней за счет денежных средств ЗАО "Северстальстройхим", числящихся на счетах в банках.
На запрос налогоплательщика о причинах вынесения указанного решения налоговый орган 01.04.2003 направил Обществу письмо N 19-10/598/7954, в котором сообщил о том, что ЗАО "Северстальстройхим" утратило право на списание 85 процентов задолженности по пеням (102 274 руб.), начисленным в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку нарушило условия реструктуризации: по состоянию на 01.04.2002 у Общества имелась задолженность по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу в государственные социальные внебюджетные фонды.
ЗАО "Северстальстройхим" не согласилось с налоговой инспекцией и оспорило решение от 21.03.2003 N 496 в арбитражный суд. В обоснование заявленных требований Общество сослалось на то, что в соответствии с пунктом 6 Порядка проведения реструктуризации задолженности налоговый орган при нарушении налогоплательщиком условий реструктуризации обязан вынести решение о прекращении действия решения о реструктуризации задолженности налогоплательщика. Поскольку налоговая инспекция такого решения в отношении ЗАО "Северстальстройхим" не принимала, взыскание пеней за счет денежных средств Общества неправомерно.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, согласились с доводами налогоплательщика и признали недействительным решение налогового органа в оспариваемой части.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 утвержден Порядок проведения реструктуризации задолженности, которым установлены условия и сроки проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.2001.
Согласно пункту 5 Порядка проведения реструктуризации задолженности организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей, установленных графиком, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу), если иное не предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699.
При этом невыполнение графика погашения задолженности по одному из государственных социальных внебюджетных фондов не влечет прекращения реструктуризации задолженности по другим фондам.
В соответствии с пунктом 6 Порядка проведения реструктуризации задолженности при возникновении обстоятельств, предусмотренных абзацем первым пункта 5 названного Порядка, налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия и о принятии предусмотренных законодательством мер ко взысканию задолженности.
Из материалов дела видно, что 05.12.2001 налоговая инспекция приняла решение N 5 о проведении реструктуризации задолженности ЗАО "Северстальстройхим" по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющейся у организации по состоянию на 01.01.2001.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что по состоянию на 01.04.2002 у ЗАО "Северстапьстройхим" имелась задолженность по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу за январь и февраль 2002 года. Эта задолженность погашена налогоплательщиком только 30.05.2002.
Однако, как правильно указал суд апелляционной инстанции, налоговый орган не принял решения о прекращении реструктуризации, которое в соответствии с пунктом 6 Порядка проведения реструктуризации задолженности является основанием для взыскания с налогоплательщика сумм задолженности.
Следовательно, налоговая инспекция не имела права направлять Обществу требование об уплате спорной суммы пеней и принимать решение об их взыскании за счет денежных средств ЗАО "Северстальстройхим".
Кассационная инстанция отклоняет довод налогового органа о том, что он не вправе был принимать решение об отмене реструктуризации, поскольку у Общества имелась задолженность по единому социальному налогу, подлежащему зачислению в государственные социальные внебюджетные фонды, а по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, задолженности не было.
Как указано в абзаце втором пункта 5 Порядка проведения реструктуризации задолженности, невыполнение налогоплательщиком графика погашения задолженности по одному из государственных социальных внебюджетных фондов не влечет прекращения реструктуризации задолженности по другим фондам.
Следовательно, данным законодательным актом предусматривается возможность прекращения реструктуризации в отношении одного или нескольких государственных социальных внебюджетных фондов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 31.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 26.09.2003 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-2989/03-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 января 2004 г. N А13-2989/03-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника