Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Сапрыгиной Л.Ю, Зариповой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Центр абонентских расчетов" (далее - АО "ЦАР") на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2022 года по административному делу N 3а-112/2022 по административному исковому заявлению АО "ЦАР" о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26 ноября 2021 года N 70/23 "Об установлении тарифов на транспортировку воды для акционерного общества "Центр абонентских расчетов", оказывающего услуги холодного водоснабжения на территории Челябинской области, на 2022 - 2026 годы".
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, представителя административного истца Абдувалиева Р.А, доводы кассационной жалобы поддержавшего, представителей административного ответчика "данные изъяты", доводы кассационной жалобы полагавших необоснованными, заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшей судебный акт законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - тарифный орган) 26 ноября 2021 года принято постановление N 70/23, которым установлены тарифы на транспортировку воды и долгосрочные параметры регулирования тарифов для АО "ЦАР", оказывающего услуги холодного водоснабжения на территории Челябинской области, на 2022 - 2026 годы согласно приложению (пункт 1); тарифы действуют с 1 января 2022 года по 31 декабря 2026 года, согласно календарной разбивке, указанной в приложении (пункт 2) (далее - Постановление N 70/23).
АО "ЦАР" обратилось в суд с административным иском, с учетом уточнения, о признании недействующим Постановления N 70/23 со дня вступления решения суда в законную силу, возложении обязанности принять нормативные правовые акты, заменяющие оспариваемое постановление в части, признанной судом недействующей, в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Требования мотивировало тем, что тарифным органом неверно произведен расчет расходов регулируемой организации на текущий ремонт, в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, нарушает права административного истца, связанные с необходимостью ежегодного обслуживание принадлежащего ему водовода.
По мнению административного истца, тарифным органом не дана оценка представленным в материалы тарифного дела документам, подтверждающим размер расходов на текущий ремонт, размер понесенных административным истцом расходов на текущий ремонт необоснованно распределен пропорционально расходы на весь период регулирования.
Решением Челябинского областного суда от 13 мая 2022 года административный иск удовлетворен, суд признал недействующим со дня принятия постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26 ноября 2021 года N 70/23 "Об установлении тарифов на транспортировку воды для АО "ЦАР", оказывающего услуги холодного водоснабжения на территории Челябинской области, на 2022 - 2026 годы".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2022 года решение суда отменено, принято новое решение, которым административный иск оставлен без удовлетворения.
В поданной 13 октября 2022 года кассационной жалобе АО "ЦАР", ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Тарифный орган, прокуратура Челябинской области представили письменные возражения на доводы жалобы.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив возражения на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется на основании Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), а также Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
В систему регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения: входит тариф на транспортировку воды (подпункт "а" пункта 4 Основ ценообразования).
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Постановление N 70/23 принято уполномоченным органом в надлежащей форме с соблюдением порядка принятия, опубликовано в установленном порядке.
По этим основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.
Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск, исходил из того, что механизм пропорционального распределения на весь период долгосрочного регулирования затрат на текущий ремонт регулируемой организации, заявленных на первый (базовый) год регулирования, противоречит тарифному законодательству, что в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания нормативного правового акта недействующим.
Суд апелляционной инстанции этот вывод признал ошибочным, основанным на неправильном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения.
Судебная коллегия кассационного суда поводов не согласиться с заключением суда апелляционной инстанции не усматривает.
Как установлено судами, собственник водопроводных сетей, общей протяженностью 15674 м, АО "ЦАР" в связи с окончанием действия тарифов, установленных на 2019-2021 годы, обратился 26 апреля 2021 года в тарифный орган с заявлением об установлении тарифов на транспортировку воды на 2022-2026 годы, предоставив обосновывающие материалы.
Тарифным органом в соответствии с частью 10.1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, пунктом 75 Основ ценообразования в качестве метода регулирования тарифов выбран метод индексации, который в отношении АО "ЦАР" применяется вторично, поэтому долгосрочные тарифы установлены на пять лет.
Согласно подпункту "а" пункта 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относится, в том числе базовый уровень операционных расходов.
Согласно пункту 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.
Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы (за исключением расходов по сомнительным долгам), определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 41, 42 (за исключением расходов по сомнительным долгам), 48 - 52 настоящего документа (пункт 61 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
АО "ЦАР" при обращении с заявлением в тарифный орган заявил расходы на текущий ремонт в размере 22878 тыс.руб, в том числе: на 2022 год - 4223, 94 тыс.руб, на 2023 год - 4392, 90 тыс.руб, на 2024 год - 4568, 61 тыс.руб, на 2026 год - 4941, 41 тыс.руб.
Как следует из заключения тарифного органа N "данные изъяты" от 1 ноября 2021 года, при анализе представленных АО "ЦАР" документов выявлено, что стоимость фактических расходов за 2020 год по текущему ремонту сетей водоснабжения (договор N "данные изъяты" от 19 марта 2020 года) на сумму 3147, 98 тыс.руб. подтверждена соответствующей документацией и является экономически обоснованной. Стоимость плановых расходов на 2021 год по текущему ремонту сетей водоснабжения (договор N "данные изъяты" от 29 января 2021 года) на сумму 3318, 510 тыс.руб. подтверждена соответствующей документацией и является экономически обоснованной. Организацией при определении плановых расходов на 2022 год неверно квалифицированы виды ремонтных работ, что ведет к искажению стоимостных показателей необходимых для их выполнения. АО "ЦАР" необходимо представить документы формы ОС-6, а также акт технического обследования водопровода Д700, в соответствии с Требованиями, утвержденными Приказом Минстроя Российской Федерации от 5 августа 2014 года N 437/пр.
Тарифным органом в адрес административного истца 8 ноября 2021 года направлен запрос о предоставлении документов и дополнительных сведений с приложением заключения N 123/2021 от 1 ноября 2021 года.
Во исполнение запроса АО "ЦАР" направлены дополнительные документы и материалы объемов ремонтных работ, в том числе: акт технического обследования водопровода, документы формы ОС-6, локальные сметы по текущему ремонту водопровода Д700 (период ремонта 1 год), дефектные ведомости текущего ремонта водопровода Д700 (период ремонта 1 год).
Вопрос об установлении тарифов на транспортировку воды для АО "ЦАР" рассмотрен на заседании тарифного органа 26 ноября 2021 года, на котором также утверждена производственная программа АО "ЦАР" на 2022-2026 годы.
Производственной программой АО "ЦАР" на 2022-2026 годы финансовые потребности на реализацию мероприятий по текущему ремонту объектов водоснабжения определены в следующем размере: на 2022 год - 969, 07 тыс.руб, 2023 год - 969, 07 тыс.руб, 2024 год - 969, 07 тыс.руб, 2025 год - 969, 07 тыс.руб, 2026 год - 969, 07 тыс.руб.
Как следует из экспертного заключения от 24 ноября 2021 года, расходы АО "ЦАР" на текущий ремонт скорректированы на сумму 3527, 9 тыс.руб. и учтены в размере 696, 07 тыс.руб. Расходы включены на выполнение текущего ремонта на сетях водоснабжения, протяженностью 15, 674 км (устранение повреждений, аварий на сетях) согласно производственной программе и заключенному договору подряда с ИП Кентаевым Т.С. от 19 марта 2020 года N "данные изъяты" с учетом их реализации в течение долгосрочного периода регулирования равными частями. Данным договором, заключенным на основании проведенных торгов, определена стоимость работ, выполненных в 2020 году, в размере 3147, 98 тыс.руб. С учетом индекса потребительских цен к указанной стоимости работ по договору расходы на текущий ремонт на 2022-2026 годы составили 3480, 98 тыс.руб. (3480, 34 тыс.руб.=3147, 98 тыс.руб.*1, 06*1, 043, где 1, 06 и 1, 043 - индексы потребительских цен в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации). На каждый год долгосрочного периода регулирования - в размере 696, 07 тыс.руб. (3480, 34 тыс.руб./5 лет).
Заявленные расходы регулируемой организации на текущий ремонт (устранение повреждений, аварий на сетях) на 2023-2026 годы не приняты к рассмотрению органом регулирования тарифов в связи с отсутствием экономического обоснования объемов планируемых ремонтных работ.
При этом в тарифе АО "ЦАР" учтены расходы на текущее содержание сетей водопровода на 2022-2026 год в размере 9635, 34 тыс.руб. по статье "Расходы на оплату работ и услуг, выполняемые сторонними организациями" с учетом их выполнения в течение долгосрочного периода регулирования.
Таким образом, тарифный орган произвел расчет расходов на текущий ремонт в размере 3480, 34 тыс.руб, распределив их пропорционально на весь период регулирования.
Подробно проанализировав пункты 51, 80 Основ ценообразования, пункты 44, 45 Методических указаний, Правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 641, производственную программу АО "ЦАР" на 2022-2026 годы, суд апелляционной инстанции пришел к верному и аргументированному о том, что механизм пропорционального распределения на весь период долгосрочного регулирования расходов, заявленных на первый (базовый) год регулирования нормативным правовым актам, регламентирующими порядок расчета тарифа, не противоречит.
В соответствии с пунктами 16, 17 Правил регулирования тарифов предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов (абзац 2 пункта 25 Правил регулирования тарифов).
Согласно пункту 4 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от 16 июля 2014 года N 1154-э, в случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования тарифов, а также в случае пропуска сроков подачи документов, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
Следовательно, предоставление определенного комплекта документов является обязанностью регулируемой организации. Бремя неблагоприятных последствий непредставления в регулирующий орган документов, подтверждающих обоснованность заявленных расходов, лежит на регулируемой организации, а не на регулирующем органе.
АО "ЦАР", действуя в целях извлечения прибыли и являясь профессиональным участником рынка водоснабжения и водоотведения, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на долгосрочный период регулирования тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг. В этой связи законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.
Принимая во внимание, что АО "ЦАР" в материалы тарифного дела не представлено документов, подтверждающих необходимость несения регулярных затрат на текущий ремонт в каждом году долгосрочного периода, тарифный орган обоснованно распределил подтвержденные затраты пропорционально на весь долгосрочный период регулирования, установив базовый уровень операционных расходов на 2022 год, подлежащий корректировке.
Доводы кассационной жалобы о недопустимости пропорционального распределения подтвержденных расходов на текущий ремонт на весь период регулирования основаны на ошибочном толковании норм материального права, не опровергают заключение тарифного органа и суда апелляционной инстанции о том, что АО "ЦАР" не доказало необходимость несения регулярных ежегодных затрат на текущий ремонт.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
"Операционные расходы" - расходы регулируемой организации, связанные с осуществлением регулируемых видов деятельности, величина которых зависит от деятельности регулируемой организации и в отношении которых регулируемой организацией должны приниматься меры по их снижению, обеспечивая при этом выполнение производственной программы в полном объеме (пункт 2 Основ ценообразования).
Исходя из изложенного, доводы кассационной жалобы о том, что показатели производственной программы АО "ЦАР" на 2022-2026 годы необоснованно учтены при определении экономически обоснованного размера тарифа, состоятельными признаны быть не могут.
Ссылки на отказ прокурора, участвовавшего в деле, от апелляционного представления не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, тем более, что этот отказ был снят с рассмотрения с учетом позиции прокурора, участвовавшего в деле в суде апелляционной инстанции, в связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно разрешилнастоящее административное дело по доводам как апелляционной жалобы, так и апелляционного представления.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу АО "ЦАР" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 23 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.