Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Зариповой Ю.С, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Челябинской области Габриеляна К.К. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 28 июня 2022 года по административному делу N 2а-1589/2022 по административному иску ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Челябинской области об установлении административного надзора в отношении Куратмагомедова Нухи Абдулаевича.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, прокурора Трошкину А.В, поддержавшую доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Челябинской области обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении Куратмагомедову Н.А. сроком на 10 лет с административными ограничениями в виде: запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22:00 часов до 06:00 часов утра следующего дня, за исключением выхода на работу; обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета выезда за пределы муниципального района (городского округа), на территории которых он будет проживать.
Требования мотивированы наличием у Куратмагомедова Н.А. судимости за совершение особо тяжкого преступления, предусмотренного статьей "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации.
Решением Копейского городского суда Челябинской области от 19 апреля 2022 года административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 28 июня 2022 года решение суда изменено: абзац 3 резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "Установить административный надзор в отношении Куратмагомедова Нуха Абдулаевича, "данные изъяты" года рождения, уроженца с "данные изъяты" на срок 10 лет, но не свыше срока установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Установить в отношении Куратмагомедова Нуха Абдулаевича административные ограничения:
запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22:00 часов до 06:00 часов утра следующего дня;
обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
запрет выезда за пределы "данные изъяты".
Срок административного надзора в отношении Куратмагомедова Нуха Абдулаевича исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.".
В остальной части решение суда оставлено без изменения
В поданном 24 октября 2022 года кассационном представлении прокурор, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит изменить апелляционное определение, исключить указание на установление административного надзора не свыше срока, установленного законодательством для погашения судимости.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационного представления извещены надлежащим образом и заблаговременно, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационного представления в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие основания по настоящему административному делу имеются.
При рассмотрении дела установлено, что приговором Московского окружного военного суда от 29 октября 2015 года Куратмагомедов Н.А. был осужден по части "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы сроком на 8 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
По месту отбывания наказания Куратмагомедов Н.А. характеризуется отрицательно, с 30 июня 2021 года состоит на учете как лицо, склонное к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов, с 26 августа 2019 года состоит на учете как лицо, склонное к совершению преступлений террористического характера.
Срок отбытия наказания истек 22 сентября 2022 года.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что Куратмагомедов Н.А. имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение особо тяжкого преступления, предусмотренного частью "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, срок погашения которой составляет 10 лет после отбытия наказания, поэтому установиладминистративный надзор на указанный срок и определиладминистративные ограничения, в объеме, заявленном административным истцом, которые признал необходимыми для достижения целей индивидуального профилактического воздействия.
Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что из резолютивной части решения суда об установлении ограничения в виде запрещения пребывания в период с 23:00 часов до 6:00 часов вне жилого помещения, являющегося местом жительства лица, необходимо исключить указание нераспространение данного запрета на случаи, связанные с работой, поскольку это не предусмотрено законом; конкретизировал ограничения, связанные с обязательной явкой в орган внутренних дел, ограничение территории, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, не обосновав мотивов такого решения, пришел к выводу о необходимости дополнительно указать, что надзор устанавливается на срок 10 лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Данное заключение суда апелляционной инстанции является предметом проверки суда кассационной инстанции, исходя из доводов кассационного представления.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон об административном надзоре), административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного, в том числе статьей "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
На основании пункта 2 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Суд первой инстанции с учетом приведенных норм правильно указал, что административный надзор в отношении Куратмагомедова Н.А. установлен на срок 10 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Оснований для изменения решения суда в указанной части у суда апелляционной инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах доводы кассационного представления о применении судом апелляционной инстанции не подлежащего применению пункта 1 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре при определении срока административного надзора следует признать обоснованными.
Поскольку судом апелляционной инстанции допущена ошибка в применении норм материального права, для исправления которой не требуется установления новых обстоятельств, исследования и оценки доказательств, коллегия считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, изменить данный судебный акт.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 28 июня 2022 года изменить, исключить из его мотивировочной части указание о том, что административный надзор устанавливается не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Абзац 3 резолютивной части апелляционного определения исключить.
В остальной части этот судебный акт оставить без изменения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 30 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.