Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Чаус И.А, судей
Бурматовой Г.Г, Пашкульской Т.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Худяковой Светланы Николаевны к Правительству Тюменской области, Департаменту имущественных отношений администрации г. Тюмени, администрации г. Тюмени о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, по кассационной жалобе Худяковой Светланы Николаевны на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 9 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 25 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Худякова С.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени, Администрации г. Тюмени, Правительству Тюменской области о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма по месту жительства в границах г. Тюмени.
В обоснование иска указано, что она является "данные изъяты" бессрочно с 2015 г, состоит на учете в "данные изъяты" с 2006 г. с заболеванием, которое входит в перечень заболеваний, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм клинических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Истец проживает в квартире площадью 69, 4 кв.м. с отцом, братом отца и другими родственниками. Квартира принадлежит отцу и брату. 29 января 2021 г. она была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений предоставляемых по договору социального найма по категории "инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет после 01 января 2005" с составом семьи 1 человек. Номер очереди 618. Полагает, что имеет право на внеочередное предоставление жилой площади, которая ей не предоставлена.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 9 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 25 июля 2022 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их незаконность.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Худякова С.Н. "данные изъяты" г. рождения является "данные изъяты" бессрочно с 2015 г..
Худякова С.Н. "данные изъяты" г. рождения состоит на учете в "данные изъяты" с 2006 г. с диагнозом " "данные изъяты"
Данное заболевание входит в перечень заболеваний, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм клинических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Жилой дом и земельный участок по адресу: "данные изъяты" принадлежит на праве общей долевой собственности "данные изъяты"
Согласно приказу Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени N 301 от 29 января 2021 г. Худякова С.Н, проживающая по адресу: "данные изъяты", была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений предоставляемых по договору социального найма по категории "инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет после 1 января 2005" с составом семьи 1 человек.
Сведений о том, что Худякова С.Н. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории "малоимущие" суду не предоставлено.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Тюменской области от 07 октября 1999 N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (далее - Закон Тюменской области N 137), пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истец состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений предоставляемых по договору социального найма по категории "инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет после 1 января 2005", при этом во внеочередном порядке жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области не предоставляются.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда у истца не возникло, поскольку Худякова С.Н. в установленном законом порядке малоимущей не признана, принята на учет по категории "инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2005 г.", установленной пунктом "г" части 2 статьи 7 Закона Тюменской области N 137, в соответствии с которым имеет право на обеспечение ее жильем лишь в порядке очередности.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы не усматривается.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний указанными в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства следует, что порядок обеспечения жильем подразумевает общее правило предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда, исходя из критериев их нуждаемости и имущественного положения, определяемых в соответствии со статьями 49 и 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, соответственно. Иначе говоря, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, если они признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях в установленном законом порядке.
Жилые же помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
7 октября 1999 г. Тюменской областной Думой принят Закон N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области".
Статьей 7 Закона Тюменской области N 137 установлено право граждан быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, из числа следующих категорий: инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 г..
Таким образом, Законом Тюменской области установлена возможность обеспечения инвалидов жилыми помещениями жилищного фонда Тюменской области независимо от их имущественного положения.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона Тюменской области N 137 жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Во внеочередном порядке жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области не предоставляются.
Поскольку судом установлен факт постановки истцов на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, при этом вопрос об установлении имущественного положения не разрешался, суд верно разрешилспор, не усмотрев оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности на органы местного самоуправления о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Решение суда соответствует требованиям части 4 статьи 67, а также положениям части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционное определение постановлено в пределах полномочий суда апелляционной инстанции, предусмотренных статьями 327.1 и 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также соответствует требованиям статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 9 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 25 июля 2022 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Худяковой Светланы Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.