Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Хасановой В.С, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-180/2022 по иску Сарапульцева Александра Владимировича к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Далматовскому району о взыскании денежной компенсации, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Сарапульцева Александра Владимировича на решение Далматовского районного суда Курганской области от 26 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 14 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя ответчика ОМВД РФ по Далматовскому району Курганской области Князевой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сарапульцев А.В. обратился в суд с иском к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Далматовскому району Курганской области (далее по тексту ОМВД РФ по Далматовскому району) о взыскании денежной компенсации, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что проходил службу в ОМВД России по Далматовскому району с 2004 года по 26 марта 2021 года. 25 января 2021 года им на имя начальника ОМВД России по Далматовскому району был подан рапорт о выплате денежной компенсации за неиспользованные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные нерабочие праздничные дни за период с 2019 по 2021 гг. Указывал, что им не использованы 23 дня за 2019 год и 27 дней за 2020 год, компенсация за 2019 год приказом начальника ОМВД России по Далматовскому району от 24 марта 2021 года не назначена и не выплачена, дни отдыха не предоставлены, как и 12 дней за 2020 год. Указывал, что данными действиями ответчика ему причинен моральный вред, который выразился в психических страданиях, бессоннице, невозможности полноценного отдыха, который оценивал в 50 000 руб. Просил взыскать с ОМВД России по Далматовскому району денежную компенсацию за 12 и 8 непредоставленных дней отдыха за 2020 год в сумме 21 238 руб. 42 коп. и 14158 руб. 95 коп, и 15 дней за 2019 год в сумме 26 548 руб. 02 коп, в счет компенсации морального вреда 50 000 руб.
Решением Далматовского районного суда Курганской области от 26 апреля 2022 года в удовлетворении исковых требований Сарапульцеву А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 14 июля 2022 года решение Далматовского районного суда Курганской области от 26 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения судами норм материального и процессуального права.
Истец в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец Сарапульцев А.В. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 20 января 2012 года; с 17 января 2019 года в должности дознавателя отделения дознания ОМВД России по Далматовскому району; с 05 августа 2019 года на основании приказа УМВД России по Далматовскому району от 01 августа года N N - в должности участкового уполномоченного полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Далматовскому району Курганской области; 17 марта 2020 года Сарапульцев А.В. назначен на должность дознавателя отделения дознания ОМВД России по Далматовскому району Курганской области.
В рапорте на имя начальника УМВД России по Курганской области от 25 января 2021 года истец просил уволить его из органов внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). В рапорте от 24 марта 2021 года просил реализовать поданный ранее рапорт с 26 марта 2021 года.
Приказом УМВД России по Курганской области от 25 марта 2021 года N N расторгнут (прекращен) контракт и уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона N342 Сарапульцев А.В. - дознаватель отделения дознания ОМВД России по Далматовскому району с 26 марта 2021 года. Приказано выплатить денежную компенсацию за неиспользованные в 2020 году 30 дней основного отпуска, 10 дней дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, 7 дней дополнительного отпуска за ненормированный служебный день.
Согласно справке помощника начальника ОМВД России по Далматовскому району Курганской области от 19 марта 2021 года Сарапульцев А.В. не использовал за 2020 года основной отпуск за ненормированный служебный день в количестве 7 календарных дней, дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел в количестве 10 календарных дней. Указано, что денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за учетный период с 1 января по 31 декабря 2020 года в количестве 15 календарных дней, за период с 1 января по 24 марта 2021 года будет выплачена при увольнении.
В соответствии с перечнем должностей, при замещении которых сотрудникам ОМВД России по Далматовскому району может устанавливаться ненормированный служебный день, являющимся приложением к приказу ОМВД России по Далматовскому району от 15 марта 2021 года N74 и от 22 июня 2018 года N 252 занимаемая истцом в спорный период должность включена в указанный перечень.
Из материалов дела следует, что в 2019 года истец обладал правом на дополнительный отпуск за ненормированный служебный день (7 дней) и дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел (10 дней) за 2018 года, за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года истцу рассчитано 23 дня отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Неиспользованная часть основного отпуска за 2019 года, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день (7 дней) за 2019 года, дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел (10 дней) были предоставлены на основании приказа ОМВД России по Далматовскому району N N от 10 июля 2020 года. Не предоставлено 23 дня отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
За период службы с 1 января по 31 декабря 2020 года истцу рассчитано 37 дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, оплачено 15 календарных дней (120 часов) в соответствии со статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации. Дни отдыха сверх установленных к оплате за данный период присоединяются к ежегодному отпуску и не суммируются по истечении года с последующими отпусками. С рапортом о предоставлении дней отдыха Сарапульцев А.В. не обращался.
Суд первой инстанции, разрешая спор, и отказывая истцу в удовлетворении иска, руководствуясь нормами пункта 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положениями Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018 года N 50, приказом МВД России от 31 января 2013 года N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (действующим в период службы истца), исходил из установленного заявительного порядка возможности выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, то есть на основании рапорта сотрудника; признав установленным, что в 2019 и в 2020 году истец правом на предоставление дополнительных отпусков за ненормированный служебный день, стаж службы в органах внутренних дел, выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дня не воспользовался, с рапортами о выплате денежной компенсации за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени в выходные и праздничные дня к работодателю не обращался, пришел к выводу, что истец не приобрел право на получение денежной компенсации за указанный период.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" Федеральным законом от 19 июля 2011 года 3 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно части 2 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2012 года, нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.
В соответствии с частью 5 данной статьи ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава. Правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения ненормированный служебный день может устанавливаться для сотрудников, замещающих иные должности в органах внутренних дел, в соответствии с утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел перечнем должностей в органах внутренних дел, что указывается в контракте. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 указанного Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Приказом МВД России от 19 октября 2012 года N 961 утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, который действовал в период с 8 сентября 2014 года по 1 апреля 2018 года.
Со 2 апреля 2018 года порядок предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни определен Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 1 февраля 2018 года N 50.
Согласно пунктам 285, 286 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018 года N 50, сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха. Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску в текущем году либо в течение следующего года. В приказе о предоставлении основного или дополнительного отпуска указывается количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации.
Привлечение сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день, к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также предоставление им в связи с таким привлечением компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности осуществляются в соответствии с главой XIII настоящего Порядка (пункта 287 Порядка).
В силу пункта 290 Порядка предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 года N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (действовал в период службы истца).
В соответствии с пунктом 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 года N 65, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Согласно пункту 290 Порядка от 1 февраля 2018 года предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется: Министром, заместителем Министра, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности; иным руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром, заместителем Министра, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности.
Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в пункте 290 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля (пункт 291).
Аналогичный порядок предусмотрен для выплаты сотруднику вместо предоставления дополнительных дней отдыха денежной компенсации.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы Сарапульцева А.В, что приказом N N от 24 марта 2021 года ему выплачена денежная компенсация за 15 календарных дней в 2020 год и 3 календарных дня в 2021 году; рапорт о предоставлении указанной компенсации был подан в 2021 году, то есть не в текущем 2020 календарном году и не в год приобретения права на компенсацию, как указано в решении; полагает судом не дана оценка позиции Департамента по финансово-экономической политике и обеспечения социальных гарантий МВД России N 31/9-8033 от 14 сентября 2017 года, согласно которой сотрудникам, увольняемым со службы в МВД по основаниям пункта 4 части 2 статьи 82 Федерального закона N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставляется альтернативное право использовать дни отдыха, заявителя, фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла своё отражение в судебных постановлениях.
Необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемых судебных постановлениях. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришли суды первой и апелляционной инстанции, не имеется.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и процентов за несвоевременную ее выплату, суды исследовали необходимые юридически значимые обстоятельства, доказательства в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу об отсутствии нарушенного права Сарапульцева А.В, поскольку с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха за отработанное время сверх установленной нормальной продолжительности, в выходные и нерабочие праздничные дни истец в 2019 и в 2020 году не обращался.
Суды обоснованно исходили из отсутствия волеизъявления Сарапульцева А.В, выраженного в форме поданного в период прохождения службы рапорта о предоставлении вместо дней отдыха денежной компенсации, являющегося обязательным условием реализации права на получение указанной компенсации, отсутствия доказательств получения отказа в предоставлении компенсации в виде отдыха в другие дни недели или в присоединении этих дней к ежегодному оплачиваемому отпуску в соответствующем календарном периоде.
Приведенные Сарапульцевым А.В. в кассационной жалобе доводы о наличии оснований для взыскания денежной компенсации за сверхурочную работу, являлись предметом проверки судами первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Далматовского районного суда Курганской области от 26 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 14 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сарапульцева Александра Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.