Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Кудряшова В.К, рассмотрев без проведения судебного заседания материал N 9а-30/2022 по частной жалобе Кулиша Валентина Викторовича, Кулиш Елены Николаевны, Мягковой Юлии Викторовны на определение судьи Тамбовского областного суда от 9 сентября 2022 года об отказе в принятии административного искового заявления Кулиша Валентина Викторовича, Кулиш Елены Николаевны, Мягковой Юлии Викторовны к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
административные истцы Кулиш В.В, Кулиш Е.Н, Мягкова Ю.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости, в котором просили установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2020 года в размере 21 305 242 руб.
Определением судьи Тамбовского областного суда от 9 сентября 2022 года в принятии административного искового заявления отказано.
Не согласившись с данным определением, административные истцы в лице представителя ФИО6 подали частную жалобу, в которой просят отменить названное выше определение, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального и материального права.
Исходя из положений частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение судом частной жалобы на определение суда первой инстанции в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 названного Кодекса, без проведения судебного заседания.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы, проверив материал N 9а-30/2022, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Отказывая в принятии административного искового заявления со ссылкой на положения пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что оно не подлежит рассмотрению в судах.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда соглашается ввиду следующего.
Порядок установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости установлен статьями 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ).
Согласно положений статьи 22.1 названного Федерального закона заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Указанный порядок по общему правилу начинает действовать с 1 января 2023 года.
Согласно пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:
а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ;
в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) не осуществляется.
Постановлением администрации Тамбовской области от 2 декабря 2020 года N 976 установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ - 1 января 2021 года.
Таким образом, с 1 января 2021 года на территории Тамбовской области установлен внесудебный порядок рассмотрения заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости.
Постановлением администрации Тамбовской области от 27 декабря 2016 года N 1543 создано Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - ТОГБУ "ЦОКСОН"), в которое административные истцы вправе обратиться, и которое в свою очередь вправе принять решение как об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, так и об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 11 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ).
В связи с этим на территории Тамбовской области с 1 января 2021 года не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ, предусматривающие возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде, и не осуществляется рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ (пункт 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ).
В рассматриваемом случае заявление об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости должно быть подано по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в бюджетное учреждение в сфере кадастровой оценки или многофункциональный центр и не подлежит рассмотрению в суде.
При этом заявитель вправе обжаловать принятое бюджетным учреждением решение в отношении заявления об установлении рыночной стоимости в суд в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Из буквального толкования данного положения закона следует, что требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной является дополнительным и может быть заявлено только одновременно с требованием о признании незаконным решения бюджетного учреждения в сфере кадастровой оценки.
Согласно разъяснениям, изложенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, определяется на дату, которая указана сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости и соответственно в отчете об оценке.
Административными истцами при обращении в ТОГБУ "ЦОКСОН" с заявлением об установлении кадастровой стоимости равной рыночной, равно как и при обращении в суд с настоящим административным иском, был представлен отчет об оценке объекта оценки N от ДД.ММ.ГГГГ, составленный специалистами "данные изъяты", согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости определена по состоянию на 01 января 2020 года.
Таким образом, административными истцами при обращении в ТОГБУ "ЦОКСОН" не были соблюдены требования статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, а письмо ТОГБУ "ЦОКСОН" от ДД.ММ.ГГГГ N о возвращении заявления без рассмотрения не является решением бюджетного учреждения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной по смыслу статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Таким образом, отказ суда в принятии данного административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в полной мере соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ.
Довод частной жалобы о том, что оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости стала архивной, является несостоятельным, поскольку, как следует из выписки Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость объекта недвижимости утверждена по состоянию на 1 января 2020 года, сведений о том, что в отношении объекта недвижимости установлена новая кадастровая стоимость, в материалах дела не содержится.
Таким образом, обжалуемый судебный акт вынесен с соблюдением норм процессуального права, оснований для отмены определения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение судьи Тамбовского областного суда от 9 сентября 2022 года оставить без изменения, частную жалобу Кулиша Валентина Викторовича, Кулиш Елены Николаевны, Мягковой Юлии Викторовны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья В.К. Кудряшов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.