Кассационный военный суд в составе: председательствующего Иванова В.В., судей Красношапки В.Б. и Шпакова С.П., при секретаре судебного заседания Куропаткине Р.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-76/2022 по кассационной жалобе административного истца Лапуки Григория Васильевича на апелляционное определение Южного окружного военного суда от 19 августа 2022 г., принятое по административному иску "звание" Лапуки Г.В. об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Красношапки В.Б, изложившего установленные обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационного обращения, объяснения административного истца Лапуки Г.В, выступившего в поддержку доводов жалобы путем использования систем видеоконференц - связи, заключение военного прокурора Шамсутдинова А.А, предложившего судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, суд
установил:
Лапука Г.В, полагая, что при исключении из списков личного состава воинской части нарушено его право на полный расчет положенными видами довольствия, а также использование основного отпуска за 2022 г, по этим основаниям просил суд признать незаконным приказ командира войсковой части N от 13 июля 2021 г. N 253 об исключении его из списков личного состава воинской части 13 января 2022 г, обязать обеспечить его в полном объеме денежным и вещевым довольствием за период с 1 августа 2021 г. по 13 января 2022 г, премией за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей (далее - премия) в размере 25 % оклада денежного содержания, ежемесячной надбавкой за классную квалификацию " "данные изъяты"" (далее - надбавка) в размере 20 % оклада по воинской должности; материальной помощью за 2022 г.; в указанных целях восстановить его в списках личного состава воинской части и взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 43649 руб.
Решением Севастопольского гарнизонного военного суда от 5 мая 2022 г. перечисленные требования административного иска удовлетворены частично.
Суд признал незаконным оспоренный приказ командира войсковой части N в части даты исключения Лапуки Г.В. из списков личного состава воинской части, обязал административного ответчика изменить дату исключения административного истца из указанных списков с 13 января на 1 февраля 2022 г, с учетом права на основной отпуск за 2022 г. и времени для следования к месту проведения отдыха и обратно, с перерасчетом выслуги лет и обеспечением за данный период всеми положенными видами довольствия, в том числе, вещевым имуществом, премией, надбавкой и материальной помощью за 2022 г.
В удовлетворении остальных требований административного иска судом отказано.
Апелляционным определением Южного окружного военного суда решение суда первой инстанции отменено полностью и принято новое, которым признаны незаконными:
- бездействие командира войсковой части N, связанное с необеспечением Лапуки Г.В. денежным довольствием в полном объеме за период с 1 августа 2021 г. по 13 января 2022 г, в том числе надбавкой в размере 20 % оклада по воинской должности, а также премией за указанный период и материальной помощью за 2022 г.;
- бездействие указанного воинского должностного лица по непредоставлению административному истцу основного отпуска за 2022 г, пропорционально прослуженному в этом году времени, а также приказ командира войсковой части N от 13 июля 2021 г. N 253 в части даты исключения Лапуки Г.В. из списков личного состава воинской части.
Суд обязал административного ответчика изменить дату исключения административного истца из указанных списков с учетом права на основной отпуск за 2022 г. с 13 на 17 января 2022 г, с перерасчетом его выслуги лет и обеспечением за данный период всеми положенными видами довольствия, в том числе, вещевым имуществом, премией, надбавкой и материальной помощью за 2022 г.
В удовлетворении требований административного иска о полной отмене приказа командира войсковой части N от 13 июля 2021 г. N 253 и восстановлении в списках личного состава до момента фактического расчета положенными видами довольствия, присуждении к выплате премии в конкретном размере, а также компенсации морального вреда судом отказано.
В кассационной жалобе, поданной 23 сентября 2022 г, административный истец, полагая, что обжалуемое судебное постановление в части отказа в удовлетворении требований административного иска принято с нарушением норм материального права, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его иска в полном объеме.
В обоснование этого, анализируя оспариваемое судебное постановление и излагая фактические обстоятельства дела в контексте собственного толкования норм действующего законодательства, настаивает на том, что судом апелляционной инстанции неверно определена дата, с которой его исключение из списков личного состава будет соответствовать требованиям, предъявляемым к данной процедуре, поскольку по состоянию на 17 января 2022 г. окончательный расчет с ним командованием не произведён, а основной отпуск за 2022 г. предоставлен без учета времени для проезда к месту проведения отдыха и обратно.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела в пределах доводов кассационной жалобы, суд приходит к нижеследующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанции в качестве юридически значимых обстоятельств установлено и материалами административного дела подтверждается, что Лапука Г.В. проходил военную службу по контракту, который заключил на срок до наступления предельного возраста пребывания на ней - 14 апреля 2017 г, общая продолжительность его военной службы составляет более 20 лет.
13 июля 2021 г. административный истец сдал дела и должность в связи с увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе 19 декабря 2020 г.
Приказом командира войсковой части N от 13 июля 2021 г. N 253 Лапуке Г.В. с 14 июля 2021 г. последовательно без разрыва между отпусками предоставлены неиспользованные за 2020 г. отпуска продолжительностью 27 суток, основной отпуск за 2021 г. продолжительностью 45 суток и 15 суток для проезда к заявленному им месту проведения отдыха и обратно, отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток, а также 67 дополнительных суток отдыха с последующим исключением из списков личного состава воинской части 13 января 2022 г.
3 января 2022 г. административный истец обратился к командиру войсковой части N с рапортом о прибытии из отпуска, к месту проведения которого фактически не убывал, а из предоставленных для проезда к месту отдыха и обратно 15 суток использовал 4 - для поездки в другой населенный пункт.
10 января 2022 г. Лапука Г.В. обратился к командованию с просьбой о предоставлении ему основного отпуска за 2022 г. продолжительностью 4 суток - времени, пропорционально прослуженному в данном году, и 15 суток для проезда к месту проведения этого отдыха и обратно.
Указанное обращение административного истца командиром войсковой части N рассмотрено не было, Лапуке Г.В. основной отпуск за 2022 г. продолжительностью 4 суток не предоставлен.
С административным иском об оспаривании вышеперечисленных действий и бездействия административного ответчика Лапука Г.В. обратился в гарнизонный военный суд в апреле 2022 г.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" продолжительность основного отпуска военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в год увольнения с военной службы исчисляется в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение).
Согласно пунктам 3 и 16 Положения продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части. Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения.
Предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.
Содержание перечисленных норм ясно и недвусмысленно означает, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, отпуска в году увольнения предоставляются только за период службы, предшествующей изданию приказа об исключении из списков личного состава части.
Следовательно, окончание предоставленного Лапуке Г.В. в связи с увольнением с военной службы и последующим исключением из списков личного состава воинской части отпуска за 2021 г. в следующем календарном году, не порождало у него права на отпуск, в том числе на предоставление времени для проезда к месту проведения этого отдыха и обратно, поскольку расчет отпусков, причитающихся на момент прекращения военно-служебных отношений, производится по состоянию на год издания приказа об увольнении с военной службы.
Разрешая при данных обстоятельствах спорные правоотношения, суд апелляционной инстанций дал верное толкование вышеуказанным положениям закона, по результатам которого пришел к правильному по существу выводу о том, что непредставлением административному истцу времени для проезда в отпуск за 2022 г. законных прав Лапуки Г.В. не нарушается.
Поскольку установлено, что часть времени, предоставленного командованием Лапуке Г.В. для проезда к месту проведения отпуска за 2021 г. и обратно, административный истец не использовал по своему усмотрению, то доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к необходимости восстановления в списках личного состава воинской части для повторной реализации указанного права, отклоняются как несостоятельные.
Материалами дела подтверждается, что денежное довольствие за декабрь 2021 г. и январь 2022 г. перечислено административному истцу 12 января 2022 г, денежная компенсация вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования - 17 января 2022 г, то есть до обращения Лапуки Г.В. в суд с иском о защите его права на своевременный расчет при прекращении военно-служебных отношений.
Также судами установлено, что препятствие к обеспечению административного истца материальной помощью за 2022 г, премией и надбавкой за период с августа 2021 г. по январь 2022 г. может быть устранено путем возложения на командование обязанности, не требующей изменения правового положения Лапуки Г.В. как лица, уволенного с военной службы.
При этом предметы вещевого имущества личного пользования, подлежащие выдаче Лапуке Г.В. в период прохождения военной службы, но не полученные им к моменту исключения его из списков личного состава воинской части, готовы к выдаче.
В соответствии с пунктом 16 статьи 34 Положения военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением, а до проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее - постановление Пленума ВС РФ), в отличие от восстановления на военной службе при отмене приказа об увольнении, изменение даты исключения из списков личного состава либо восстановление в этих списках производится не с целью дальнейшего прохождения военной службы и не в связи с установлением самого факта нарушения каких-либо прав военнослужащего в период военной службы, в том числе факта не соблюдения запрета, содержащегося в пункте 16 статьи 34 Положения, на чем фактически настаивает Лапука Г.В, а только для устранения тех конкретных нарушений, которые командованием не устранены после исключения военнослужащего из списков личного состава, и которые не могут быть устранены без восстановления в этих списках.
С учетом изложенного, суд второй инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нарушенное право административного истца на получение премии, надбавки, материальной помощи за 2022 г, а также предметов вещевого имущества, может быть восстановлено путем возложения на командование соответствующих обязанностей без возобновления военно-служебных отношений, поскольку иными оспариваемыми действиями административного ответчика прав административного истца, за исключением тех, которые были устранены в досудебном и судебном порядке, нарушено не было, а фактических данных, требующих восстановления Лапуки Г.В. в списках личного состава воинской части либо изменения дня исключения из этих списков на более позднюю дату, - не имеется.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", нарушения установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия, носящие формальный характер, по общему правилу, не могут служить основанием для признания оспоренных решений, действий незаконными.
Поэтому перечисляемые в кассационном обращении нарушения порядка, установленного для процедуры исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, сами по себе на обоснованность вышеприведенного вывода суда апелляционной инстанции влиять не могут.
Кроме того, они, по своей сути, сводятся к переоценке исследованных судами доказательств по мотиву несогласия с выводами окружного военного суда при тех фактических обстоятельствах, которые установлены по делу, тогда как суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также применительно к статье 328 настоящего Кодекса, должен при рассмотрении жалобы исходить из признанных и установленных судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Таким образом, принятое окружным военным судом судебное постановление сомнений в обоснованности и законности не вызывает, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь его отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене этого судебного акта согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также не выявлено.
Руководствуясь статьями 177, 327, пунктом 1 части 1 статьи 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
апелляционное определение Южного окружного военного суда от 19 августа 2022 г, принятое по административному иску Лапуки Григория Васильевича, оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 10 ноября 2022 г.
Председательствующий: В.В. Иванов
Судьи: В.Б. Красношапка
С.П. Шпаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.