Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-66/2022 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - филиала " "данные изъяты"" федерального государственного автономного учреждения " "данные изъяты" (далее - филиал " "данные изъяты"" ФГАУ "Росжилкомплекс") - Орлецкого Андрея Игоревича на апелляционное определение Южного окружного военного суда от 15 июля 2022 г., которым отменено решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 12 апреля 2022 г. по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N. "звание" Морева Андрея Павловича об оспаривании решения филиала " "данные изъяты"" ФГАУ "Росжилкомплекс", связанного с порядком расчета жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Севастопольского гарнизонного военного суда от 12 апреля 2022 г. Мореву А.П. отказано в удовлетворении административного искового заявления, в котором он просил признать незаконными решения филиала " "данные изъяты"" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 20 декабря 2021 г и от 18 февраля 2022 г. в части порядка перерасчета суммы жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, и обязать административного ответчика повторно произвести перерасчет жилищной субсидии в соответствии с установленным на дату перечисления денежных средств нормативом стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации.
Апелляционным определением Южного окружного военного суда от 15 июля 2022 г. указанное решение гарнизонного военного суда отменено и по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление Морева А.П. удовлетворено.
Окружной военный суд признал оспоренные решения жилищного органа незаконными и на его начальника возложил обязанность произвести перерасчет жилищной субсидии исходя из стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, действовавшей на момент доплаты субсидии в феврале 2022 г.
В поданной 17 октября 2022 г. кассационной жалобе представитель административного ответчика Орлецкий А.И, выражая несогласие с апелляционным определением окружного военного суда, полагая, что оно принято с нарушением норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме либо оставить в силе решение гарнизонного военного суда.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие порядок обеспечения военнослужащих жильем и обстоятельства дела, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что расчет, примененный в оспариваемых решениях жилищным органом произведен верно и соответствует Правилам расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76 (далее - Правила), а административный истец каких-либо убытков не понес. Далее обращает внимание, что субсидия, предназначенная для Морева А.П, была запланирована на соответствующий финансовый год, то есть на март 2021 г, с учетом стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, действовавшей на указанный момент, и при ее выплате увеличиваться не может, поскольку фактическая выплата происходит при наличии доведенных лимитов бюджетных обязательств для выполнения распорядителями (получателями) бюджетных средств функции по перечислению жилищной субсидии.
В заключение указывает, что Морев А.П. после выплаты субсидии в апреле 2021 г. был снят с жилищного учета, что исключает возможность перерасчета ему субсидии исходя из стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения в более поздний период.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения данного дела не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованного судебного акта.
Согласно частям 2-3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Морев А.П. заключил контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, подлежит увольнению с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
Решениями ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" от 17 марта 2020 г. и от 6 октября 2020 г. Морев А.П. вместе с членами семьи (...) приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном месте жительства в "данные изъяты".
23 апреля 2021 г. начальник отдела филиала " "данные изъяты"" ФГАУ "Росжилкомплекс" принял решение, согласно которому при определении норматива общей площади жилого помещения, применяемого для расчета Мореву А.П. размера жилищной субсидии, необходимо учитывать площадь занимаемой им квартиры - 38, 80 кв.м.
В апреле 2021 г. Мореву А.П. была перечислена субсидия в размере "данные изъяты".
На основании решения филиала "Крымский" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 12 мая 2021 г. Морев А.П. и члены его семьи сняты с жилищного учета в связи с предоставлением им жилищной субсидии.
Решением Севастопольского гарнизонного военного суда от 14 июля 2021 г. Мореву А.П. отказано в удовлетворении административного искового заявления, в котором он просил признать незаконным решение филиала " "данные изъяты"" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 23 апреля 2021 г. об учете общей площади занимаемого им по договору социального найма жилого помещения площадью 38, 80 кв.м при расчете размера жилищной субсидии, и обязать названное должностное лицо выплатить жилищную субсидию в полном размере.
Апелляционным определением Южного окружного военного суда от 22 октября 2021 г. указанное решение гарнизонного военного суда отменено и по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление Морева А.П. удовлетворено, и окружной военный суд признал оспоренное решение жилищного органа незаконным и на его начальника возложил обязанность отменить решение от 23 апреля 2021 г. и повторно рассмотреть вопрос о расчете размера жилищной субсидии Мореву А.П.
Во исполнение данного апелляционного определения филиалом " "данные изъяты"" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 20 декабря 2021 г. Мореву А.П. постановлено выплатить часть дополнительной суммы жилищной субсидии в размере "данные изъяты" из выделенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление военнослужащим жилищной субсидии в 2021 г, а оставшуюся часть жилищной субсидии в размере "данные изъяты" спланировать к выплате из выделенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление военнослужащим жилищной субсидии в 1 квартале 2022 г.
При перерасчете размера дополнительной жилищной субсидии применялись нормативы стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, установленные на 1 полугодие 2021 г, то есть на момент выплаты основной части жилищной субсидии.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того обязательства, что оспариваемое решение является дополнительным к решению от 23 апреля 2021 г. о предоставлении истцу жилищной субсидии, поэтому оснований для применения норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения на второй квартал 2021 г. у жилищного органа не имелось.
Суд апелляционной инстанции, вопреки доводам автора кассационной жалобы, обоснованно посчитал данный вывод гарнизонного военного суда ошибочным, исходя из следующего.
В силу ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 16 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по определенной формуле исходя из стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а также поправочного коэффициента, с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемого в соответствии с пунктами 7-9 настоящих Правил.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, окружной военный суд верно проанализировал вышеприведенные нормы права и пришел к обоснованному выводу, что поскольку оспариваемые решения о предоставлении дополнительной жилищной субсидии приняты жилищным органом после признания судом незаконным решения филиала " "данные изъяты"" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 23 апреля 2021 г. об учете общей площади занимаемого им по договору социального найма жилого помещения площадью 38, 80 кв.м при расчете размера жилищной субсидии, и денежными средствами административный истец смог воспользоваться не ранее 20 декабря 2021 г, то есть даты пересмотра вопроса о расчете размера субсидии), то в целях компенсации причиненных инфляцией убытков расчет указанной суммы дополнительной жилищной субсидии необходимо производить из норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по Российской Федерации, установленной на момент принятия уполномоченным органом решения 20 декабря 2021 г..
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права, их обоснованность у суда кассационной инстанции не вызывает сомнений.
Иные доводы автора жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что, в силу ч. 3 ст. 329 КАС Российской Федерации, основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятый судом апелляционной инстанции судебный акт сомнений в обоснованности и законности не вызывает.
Оснований к безусловной отмене судебного акта окружного военного суда согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации также не выявлено, а поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 327, п. 1 ч. 1 ст. 329 и ст. 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
апелляционное определение Южного окружного военного суда от 15 июля 2022 г. по административному исковому заявлению Морева Андрея Павловича оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, установленные гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 29 ноября 2022 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.