Судебная коллегия по уголовным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лоншакова Г.Н, судей Колесника А.В, Маслова О.В, при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Бояркиной Ю.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осужденного Четверова Г.В. на приговор Дубовского районного суда Волгоградской области от 1 июля 2021 года и апелляционное определение Волгоградского областного суда от 21 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Лоншакова Г.Н, выступление осужденного Четверова Г.В. и его защитника адвоката Минченко Е.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Саушкиной И.В, полагавшей необходимым судебные решения оставить без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
приговором Дубовского районного суда Волгоградской области от 1 июля 2021 года
Четверов Геннадий Викторович, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, уроженец "адрес", "данные изъяты" ранее судимый 11 сентября 2015 года Энгельским районным судом Саратовской области по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ (4 преступления), на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима; постановлением Балашовского районного суда Саратовской области от 15 марта 2018 года, освобожден условно-досрочно на 8 месяцев 7 дней, осужден:
- по ч. 3 ст. 162 УК РФ к лишению свободы на срок 8 лет;
- по п. "г" ч. 3 ст. 158 УК РФ к лишению свободы на срок 3 года;
- по ч. 3 ст. 30, п. "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ к лишению свободы на срок 10 лет с ограничением свободы на срок 1 год 6 месяцев с установлением предусмотренных ст. 53 УК РФ ограничений, перечисленных в приговоре.
На основании ч. ч. 3, 4 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 12 лет, с ограничением свободы на срок 1 год 6 месяцев, с отбыванием наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, с установлением предусмотренных ст. 53 УК РФ ограничений, перечисленных в приговоре.
Срок наказания определено исчислять со дня вступления приговора в законную силу.
На основании п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ время содержания под стражей Четверова Г.В. с 7 августа 2020 года по день вступления приговора в законную силу зачтено в срок лишения свободы из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
В приговоре разрешена судьба вещественных доказательств.
Этим же приговором осужден ФИО19, уголовное дело в отношении которого в кассационном порядке не пересматривается.
Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 21 октября 2021 года приговор в отношении Четверова Г.В. изменен:
- смягчающим наказание обстоятельством по ч. 3 ст. 30, п. "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ признано наличие "данные изъяты" в связи с чем размер основного наказания за данное преступление снижен до 9 лет 11 месяцев лишения свободы;
- уточнены ограничения, наложенные судом в порядке ст. 53 УК РФ, при назначении дополнительного наказания, указано, что территорией соответствующего муниципального образования является территория муниципального образования где осужденный будет проживать после отбытия лишения свободы;
- на основании ч. ч. 3, 4 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 162, п. "г" ч. 3 ст. 158, ч. 3 ст. 30, п. "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ, путем частичного сложения назначенных основных наказаний, и присоединения дополнительного наказания окончательно определено наказание в виде лишения свободы на срок 11 лет 11 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима;
- в соответствии со ст. 53 УК РФ установлены ограничения на период отбывания ограничения свободы;
- с учетом положений п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ время содержания под стражей с 7 августа 2020 года по день вступления приговора в законную силу зачтено в срок лишения свободы из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части приговор оставлен без изменения.
По приговору Четверов Г.В. и ФИО19 признаны виновными и осуждены за совершение разбоя, т. е. нападения в целях хищения чужого имущества, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья и с угрозой применения насилия опасного для жизни и здоровья, группой лиц по предварительному сговору, с применением предмета, используемого в качестве оружия, с незаконным проникновением в жилище, а также в краже, т. е. "данные изъяты" хищении чужого имущества, группой лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба гражданину, с банковского счета.
Четверов Г.В. также признан виновным и осужден за покушение на убийство, т. е. покушении на умышленное причинение смерти другому человеку с целью скрыть другое преступление, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от него обстоятельствам.
Преступления совершены в "адрес" в августе 2020 года при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.
В кассационной жалобе осужденный Четверов Г.В. выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями, считая их незаконными, необоснованными, ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам уголовного дела, вынесенными с существенными нарушениями уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявшими на исход дела.
В обоснование указывает, что доказательства по уголовному делу были получены недозволенными методами, путем физического воздействия на него "данные изъяты". Показания, изложенные в протоколах, не соответствуют действительности, излагались и записывались следователем ФИО14, так как ей было удобно. Показания потерпевшей, данные при проведении очной ставки не соответствуют и разнятся с показаниями, данными в суде. Указывает, что у него не было умысла на убийство потерпевшей, он лишь прислонял подушку к ее лицу и спрашивал, будет ли она кричать. Газ в доме потерпевшей он также не включал. Просит исключить квалификацию его действий по п. "г" ч. 3 ст. 158 и ч. 3 ст. 30, п. "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ.
В возражениях прокурор Дубовского района Волгоградской области Селютина Ж.В. считает доводы кассационной жалобы необоснованными, полагает необходимым судебные акты оставить без изменения.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Таких нарушений уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявших на исход данного дела, не установлено.
Выводы суда о виновности Четверова Г.В. в совершении преступлений, за которые он осужден, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены совокупностью доказательств, всесторонне и полно исследованных в судебном заседании, подробно изложенных в приговоре. Согласно ст. 401.1, ст. 401.15 УПК РФ суд кассационной инстанции проверяет по кассационным жалобе, представлению только законность приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу, при этом основаниями отмены или изменения указанных судебных решений в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
В силу данных ограничений уголовно-процессуального закона проверка обоснованности приговора, соответствия содержащихся в нем выводов суда фактическим обстоятельствам уголовного дела (вопросы факта) к компетенции суда кассационной инстанции не относится, в связи с чем приведенные осужденным доводы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, проверке в кассационном порядке не подлежат.
При оценке доводов жалобы следует исходить из тех фактических обстоятельств совершенного преступления, которые установлены судом первой инстанции и подвергнуты проверке судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы осужденного фактически сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, к чему оснований не имеется, так как всем доказательствам, собранным по делу, в том числе показаниям потерпевшей ФИО9 об обстоятельствах разбойного нападения на нее и попытки убийства, о краже ее имущества, а также свидетелей ФИО21 ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 и других свидетелей, объективно исследованным в ходе судебного разбирательства и приведенным в приговоре, как каждому в отдельности, так и в их совокупности, суд дал надлежащую оценку, при этом указал основания, по которым одни доказательства приняты, а другие отвергнуты. Такая оценка произведена судом в соответствии с требованиями ст. 87, 88, 307 УПК РФ и тот факт, что данная оценка доказательств не совпадает с позицией осужденного, не свидетельствует о нарушении судом требований уголовно-процессуального закона и не является основанием к отмене или изменению судебных решений в кассационном порядке.
Приговор, с учетом изменений, внесенных судом апелляционной инстанции, соответствует требованиям уголовно-процессуального закона и построен на доказательствах, полученных в установленном законом порядке, допустимость которых сомнений не вызывает.
При этом, каких-либо противоречий относительно обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, в том числе, в показаниях потерпевшей ФИО9, а также свидетелей обвинения не имеется, поскольку, как усматривается из материалов дела, указанные лица давали последовательные и логичные показания, которые полностью согласуются между собой, а также с материалами уголовного дела, и не содержат существенных противоречий относительно обстоятельств совершения осужденным преступлений. Заинтересованности свидетелей в исходе дела судом не установлено, равно как и оснований в создании искусственных доказательств виновности осужденного.
Судом проверены в полном объеме все версии и доводы, приводимые осужденным Четверовым Г.В. в свою защиту, в том числе о нахождении в домовладении потерпевшей на законных основаниях, об отсутствии умысла на ее убийство, об оказании на него в ходе предварительного расследования психологического и физического воздействия со стороны сотрудников полиции, о проведении допроса при наличии алкогольного опьянения, а также о наличии видеозаписи, подтверждающей его невиновность, которые обоснованно признаны не нашедшими своего подтверждения, как опровергающиеся совокупностью исследованных судом доказательств.
Судом первой инстанции были допрошены бывший следователь "данные изъяты" ФИО14 и оперуполномоченные "данные изъяты" ФИО15 и ФИО16 по обстоятельствам проведения следственных действий и розыскных мероприятий, в том числе следователь пояснила об отсутствии некой видеозаписи, которая подтверждала версию осужденного о том, что потерпевшая сама пустила их в дом.
Нарушений требований ст. 14, 15, 244 УПК РФ - о презумпции невиновности, состязательности и равенства прав сторон судами не допущено.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии с требованиями ст. 73 УПК РФ по данному уголовному делу, в том числе и время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступлений, установлены судами в полном объеме и верно.
Все собранные по делу доказательства оценены судом с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и обоснованно в своей совокупности признаны достаточными для разрешения уголовного дела по существу.
Ни одно доказательство, юридическая сила которого вызывала бы сомнение, не было положено в обоснование выводов суда о виновности Четверова Г.В.
В судебном заседании достоверно установлено, что Четверов Г.В. действуя по предварительному сговору, незаконно проник в дом ФИО9, применил к ней насилие в виде удушения, требуя от потерпевшей пин-коды от похищаемых банковских карт, высказывал угрозы о применении в отношении последней насилия опасного для ее жизни и здоровья. После чего Четверов Г.В. душил потерпевшую простыней, пока та не потеряла сознание, а затем, прежде чем скрыться, включил пять конфорок газовой плиты.
Действия осужденного Четверова Г.В. по ч. 3 ст. 162, п. "г" ч. 3 ст. 158, ч. 3 ст. 30, п. "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ судами квалифицированы правильно, все квалифицирующие признаки судом должным образом мотивированы.
Наказание Четверову Г.В, с учетом изменений, внесенных судом апелляционной инстанции, назначено в соответствии с требованиями ст. 6, 60 УК РФ с учетом характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, данных о личности виновного, подробно изложенных в приговоре, наличия признанных судом смягчающих наказание обстоятельств, признания обстоятельством, отягчающим наказание рецидив преступлений, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. При этом, судом сделан обоснованный вывод о невозможности применения при назначении наказания Четверову Г.В. положений 64 УК РФ и отсутствию оснований для изменения категории преступления в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ.
Доводы кассационной жалобы о том, что установленные по делу обстоятельства, смягчающие наказание, суд учел не в полной мере, следует расценивать как субъективное суждение, которое не ставит под сомнение законность и обоснованность выводов суда по вопросам назначения наказания.
Апелляционное определение соответствует требованиям ст. 389.28 УПК РФ, является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были проверены все доводы апелляционных жалоб осужденного и его адвоката Русскова О.Г, они получили надлежащую оценку с указанием мотивированных выводов о законности, обоснованности и справедливости приговора в той части, в которой его не коснулись принятые изменения. Нарушений уголовно-процессуального закона при рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, поскольку существенных нарушений уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявших на исход дела и влекущих отмену или изменение судебных решений не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия, определила:
приговор Дубовского районного суда Волгоградской области от 1 июля 2021 года и апелляционное определение Волгоградского областного суда от 21 октября 2021 года в отношении Четверова Геннадий Викторовича оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.