Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Богатых О.П.
рассмотрела кассационную жалобу Штондиной Л.К. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 марта 2022 года, которым отменено решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 11 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Штондиной Л.К. к Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Штондина Л.К. обратилась в Балаклавский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением, в котором просила: признать незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреестр) об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: "адрес" (далее - спорный объект); возложить на Севреестр обязанность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в отношении указанного объекта.
В обоснование административного иска Штондина Л.К. указала, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" В 2012 году на данном земельном участке административным истцом возведено домовладение. В 2020 году при оформлении права собственности на строение Штондина Л.К. обратилась в Севреестр с соответствующим заявлением об осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении указанного объекта недвижимости. Однако в удовлетворении заявления Штондиной Л.К. административным ответчиком было отказано по причине расположения строения в границах охранной зоны с особыми природными условиями объектов железнодорожной инфраструктуры "данные изъяты" Несогласие с указанным решением послужило основанием для обращения в суд с административным иском.
Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 11 ноября 2021 года административный иск удовлетворен. Признано незаконным решение Севреестра от 26 марта 2021 года N об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении спорного объекта. На Севреестр возложена обязанность повторно в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление Штондиной Л.К. о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на спорный объект.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 марта 2022 года решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 11 ноября 2021 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 1 сентября 2022 года, представитель Штондиной Л.К. по доверенности Никифорова В.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 марта 2022 года и оставлении в силе решения Балаклавского районного суда г. Севастополя от 11 ноября 2021 года. Как указывает заявитель, установление зоны с особыми условиями использования территории после завершения строительства здания не может умалять право административного истца на постановку спорного объекта на кадастровый учет и осуществление государственной регистрации права на него. Считает, что нарушены нормы процессуального права в части действия закона во времени. Также ссылается на то, что законодательство об упрощенном порядке регистрации объектов недвижимости, в том числе и в г. Севастополе не ограничивает срок для обращения с заявлением о постановке на кадастровый учет ранее возведенных объектов недвижимости. Обращает внимание на то, что ранее учтенные объекты недвижимости, находящиеся в охранной зоне с 2019 года, и объект недвижимости административного истца, возведенный до 2012 года, в государственной регистрации которого отказано, представляют собой фактическую действительность, используются в равной степени для круглогодичного проживания независимо от скорости постановки их на кадастровый учет.
Определением судьи от 12 октября 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Из материалов дела видно, что Штондина Л.К. на основании государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯЛ N от 5 сентября 2012 года является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 14 сентября 2017 года.
Согласно части 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) до 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 приведенного Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном данной частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Реализуя свое право на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на жилой дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, 11 декабря 2020 года Штондина Л.К. обратилась в Севреестр с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на здание, площадью 171, 6 кв. м, расположенное на вышеуказанном земельном участке.
26 декабря 2020 года административным ответчиком принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлению Штондиной Л.К. по основанию, предусмотренному пунктом 7 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, а именно несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, требованиям законодательства.
Основаниями для принятия данного решения послужили отсутствие доступа в помещение 2 с улицы или другого помещения на плане этажа и абрисе (1 этаж), а также расположение заявленного на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования объектов железнодорожной инфраструктуры "данные изъяты" "Участки, расположенные на оползнях", предусматривающей запрет на осуществление строительства капитальных зданий.
24 марта 2021 года Штондина Л.К. во исполнение требования уведомления о приостановлении от 26 декабря 2020 года предоставила административному ответчику дополнительные документы, в частности, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 9 февраля 2020 года.
Уведомлением от 25 марта 2021 года N осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на спорный объект, документы на который представлены Штондиной Л.К, приостановлено.
26 марта 2021 года Севреестром принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 25 марта 2021 года, и неустранением приведенной в данном уведомлении причины приостановления.
В качестве единственной причины для приостановления указано расположение заявленного на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования объектов железнодорожной инфраструктуры "данные изъяты" "Участки, расположенные на оползнях".
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что строительство спорного объекта осуществлено до установления зон с особыми условиями использования территории. Указанные сведения были известны административному ответчику на момент рассмотрения заявления Штондиной Л.К, однако не приняты во внимание при отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права.
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда с указанными выводами районного суда не согласилась, указав, что осуществление строительства жилого дома ранее чем установлены ограничения, правового значения для определения законности принятого Севреестром решения в данном случае не имеет, поскольку Штондина Л.К. обратилась к административному ответчику за осуществлением государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности после установления соответствующих ограничений на земельный участок.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ определен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
В силу части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Вместе с тем судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; 3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия; 4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; 5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В целях, предусмотренных пунктом 1 упомянутой статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Статьей 105 ЗК РФ предусмотрены виды зон с особыми условиями использования территорий, в том числе охранная зона железных дорог.
Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий (часть 1 статьи 106 ЗК РФ).
Частью 2 статьи 106 ЗК РФ предусмотрено, что при определении перечня ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны устанавливаться исчерпывающий перечень видов зданий, сооружений, их разрешенного использования (назначения), и (или) требования к параметрам зданий, сооружений, размещение которых допускается или запрещается в границах указанной зоны, и (или) требования к зданиям, сооружениям, размещение которых допускается в границах указанной зоны, исходя из оценки их влияния на объект, территорию, в целях охраны которых установлена указанная зона, или из оценки влияния объекта, территории, в целях охраны которых установлена указанная зона, на размещаемые здания, сооружения при условии, что оценка соответствия данным требованиям может являться предметом экспертизы проектной документации. При определении перечня ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах зоны с особыми условиями использования территории, должен устанавливаться исчерпывающий перечень видов деятельности, осуществление которых допускается и (или) запрещается в границах указанной зоны.
Согласно статье 90 ЗК РФ порядок установления и использования полос отвода железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 611 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог (далее - полоса отвода) или уточнения их границ владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования либо организация, осуществляющая строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования (далее - заинтересованная организация), или иное заинтересованное лицо обеспечивает проведение соответствующих кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.
В границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков: а) не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; б) не допускать в местах расположения инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, если это угрожает безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а в местах расположения водопроводных, канализационных сетей и водозаборных сооружений - проведение сельскохозяйственных работ (пункт 4 Правил)
Согласно подпункту "а" пункта 7 Правил границы охранных зон железных дорог могут устанавливаться в случае прохождения железнодорожных путей в местах, подверженных снежным обвалам (лавинам), оползням, размывам, селевым потокам, оврагообразованию, карстообразованию и другим опасным геологическим воздействиям.
В границах охранных зон в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта могут быть установлены запреты или ограничения на осуществление следующих видов деятельности:
а) строительство капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог, вырубка древесной и кустарниковой растительности, удаление дернового покрова, проведение земляных работ, за исключением случаев, когда осуществление указанной деятельности необходимо для обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услугами железнодорожного транспорта, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений;
б) распашка земель;
в) выпас скота;
г) выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод (пункт 10 Правил).
Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от 1 октября 2019 года N ВЧ-165-р установлены, в том числе границы охранной зоны с особыми природными условиями объектов железнодорожной инфраструктуры ФГУП "КЖД", расположенных на территории города Севастополя, "участки, расположенные на оползнях". В целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта наложены ограничения (обременения) в границах охранных зон, предусмотренные пунктом 10 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 611.
С учетом вышеизложенных норм права в границах охранных зон железных дорог, установленных распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от 1 октября 2019 года N ВЧ-165-р, запрещено осуществление строительства капитальных зданий и сооружений за исключением случаев, когда осуществление указанной деятельности необходимо для обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услугами железнодорожного транспорта, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений.
Судом первой инстанции установлено, что факт нахождения спорного объекта в границах охранной зоны с особыми природными условиями объектов железнодорожной инфраструктуры ФГУП "КЖД" административным истцом не оспаривался.
Вместе с тем к заявлению о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права административным истцом был приложен технический план здания от 9 февраля 2021 года, выполненный кадастровым инженером Павлюковым Д.М, согласно которому строительство спорного объекта завершено в 2012 году.
В качестве приложения в технический план включена декларация об объекте недвижимости от 30 ноября 2020 года, также содержащая сведения о завершении строительства спорного объекта недвижимости в 2012 году.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции соглашается с выводами Балаклавского районного суда г. Севастополя о том, что установление зоны с особыми условиями использования территории после завершения строительства здания не может умалять право административного истца на постановку данного объекта на кадастровый учет и осуществление государственной регистрации права на него, поскольку строительство объекта недвижимости было осуществлено административным истцом в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент его возведения.
К выводам суда апелляционной инстанции о том, что в данном случае имеет значение момент обращения в Севреестр для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, судебная коллегия относится критически, поскольку нормами, регламентирующими спорные правоотношения, не установлено ограничений относительно срока для обращения о постановке на кадастровый учет ранее возведенных объектов невидимости.
Суд первой инстанции, признав незаконным решение административного ответчика, обоснованно в соответствии с положениями пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ возложил на Севреестр обязанность повторно в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление административного истца о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на спорный объект недвижимости.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы нашли свое подтверждение, выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалованном судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела и основаны на неправильном применении норм материального права.
В силу пункта 4 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает апелляционное определение подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 марта 2022 года отменить, решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 11 ноября 2021 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 2 декабря 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.