Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Богатых О.П.
с участием прокурора Капитана-Дубровской Е.Н.
рассмотрела кассационное представление прокурора Волгоградской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2022 года, которым отменено решение Волгоградского областного суда от 14 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Ефремова Евгения Александровича, Артищева А.Е, Фоминой Л.Ф, Богачковой А.И. об оспаривании нормативно-правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Среднеахтубинской районной Думой Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области 30 июня 2020 года принято решение N "Об утверждении генерального плана городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области" (далее по тексту - Генеральный план).
Среднеахтубинской районной Думой Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области 30 июня 2020 года принято решение N "Об утверждении правил землепользования и застройки городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области" (далее по тексту - Правила землепользования и застройки, ПЗЗ).
Ефремов Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими Генерального плана и правил землепользования и застройки городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в части отнесения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащего Ефремову Е.А, и образованных из его состава 203 земельных участков, к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач, поскольку ранее указанный земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: размещение индивидуального жилого дома, и исключение спорного участка из границ р.п. Средняя Ахтуба.
Также просил восстановить нарушенные права и устранить допущенные нарушения путем включения спорного земельного участка в границы городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.
Решением Волгоградского областного суда от 14 февраля 2022 года требования удовлетворены частично. Судом признаны недействующими со дня принятия решение Среднеахтубинской районной Думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 30 июня 2020 года N "Об утверждении генерального плана городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области" и решение Среднеахтубинской районной Думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 30 июня 2020 года N "Об утверждении правил землепользования и застройки городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области".
В удовлетворении административных исковых требований о возложении обязанности на Среднеахтубинскую районную Думу Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области устранить нарушения закона в части изменения разрешенного использования земельных участков, включить земельные участки, принадлежащие Ефремову Е.А, Артищеву А.Е, Фоминой Л.Ф, Богачковой А.И. в границы населенного пункта р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2022 года решение Волгоградского областного суда от 14 февраля 2022 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
В кассационном представлении, поступившим в суд первой инстанции 26 сентября 2022 года, прокурором Волгоградской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения представления извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, заключение прокурора Капитана-Дубровской Е.Н, возражавшую против удовлетворения представления, изучив материалы дела и доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения апелляционной инстанцией не допущены.
Отменяя решение суда первой инстанции и направляя дело на новое рассмотрение, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Волгоградского областного суда вынесено с существенными нарушениями норм процессуального права. Суд исходил из того, что администрация городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области к участию в административном деле не привлекалась, однако судом первой инстанции принято решение, которое может повлечь неблагоприятные последствия для указанной администрации.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Из материалов дела видно, что администрацией городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области и администрацией Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области 25 декабря 2019 года заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий.
Так, по указанному соглашению от администрации городского поселения к администрации муниципального района переданы такие полномочия как разработка и утверждение генерального планов и правил застройки и землепользования поселения, утверждение на основе генеральных планов поселения документов по планировке территории; выдача градостроительных планов, выдача разрешений на строительство; выдача разрешений на ввод объекта в эксплуатацию при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселения и иные (пункт 1.2 Соглашения).
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 3.1.1 Соглашения передача осуществления части полномочий по предмету данного соглашения осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых ежегодно из бюджета администрации городского поседения в бюджет администрации района, размер которого определяется ежегодно.
Из пункта 5.1 Соглашения следует, что указанное соглашение распространяет свое действие на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.
Как правомерно отмечено судом апелляционной инстанции, оспариваемым решением Волгоградского городского суда от 14 февраля 2022 года дана оценка действительности указанного соглашения.
Судом первой инстанции указано, что в период с 1 января по 31 декабря 2020 года указанное соглашение в силу не вступило и являлось недействующим.
Однако администрация городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области к участию в административном деле не привлекалась, что лишило ее возможности предоставлять свою позицию по действительности и вступлении в законную силу Соглашения, предоставлять доказательства по данному вопросу.
В силу статьи 37 КАС РФ лицами, участвующими в деле, являются, в том числе, заинтересованные лица.
Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела (часть 1 статьи 47 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика.
Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда (часть 2 статьи 47 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно положениям пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Учитывая, что решение суда первой инстанции может повлечь для администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области неблагоприятные последствия, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о направлении дела на новое рассмотрение.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права являются безусловными для отмены судебного акта.
Доводы кассационного представления не могут опровергнуть наличие допущенных судом первой инстанции нарушений и оснований для безусловной отмены решения Волгоградского областного суда от 14 февраля 2022 года.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в апелляционном определении, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационного представления, исходя из норм процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационного представления отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2022 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Волгоградской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 2 декабря 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.