Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Руденко Ф.Г., судей Мартыновой Н.Н., Губаревой С.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.А. к Управлению Росрезерва по Южному Федеральному округу о взыскании недоплаченных сумм при увольнении, компенсации морального вреда по кассационной жалобе Управления Росрезерва по Южному Федеральному округу на решение Центрального районного суда г. Симферополя от 24.11.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16.03.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав представителя Управления Росрезерва по Южному Федеральному округу по доверенности А.Е, судебная коллегия
установила:
Р.А. обратился в суд с иском к Управлению Росрезерва по Южному Федеральному округу, в котором просил о взыскании с ответчика задолженности за выплату не в полном объеме компенсации в размере 29911, 58 руб, процентов за несвоевременную выплату задолженности в размере 888, 38 руб, а также 25 000 руб. в счет компенсации морального вреда.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя от 24.11.2021 исковые требования Р.А. удовлетворены частично. Суд взыскал с Управления Росрезерва по Южному Федеральному округу в пользу Р.А. задолженность по компенсации четырехмесячного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 29 911, 58 руб, компенсацию за нарушение сроков выплаты в размере 888, 38 руб, компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб, а всего 32 799, 96 руб. С Управления Федерального агентства по государственным резервам по южному федеральному округу взыскана госпошлина 1183, 97 руб. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16.03.2022 решение суда первой инстанции отменено в части взыскания с Управления Росрезерва по Южному Федеральному округу государственной пошлины в размере 1 183 руб, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росрезерва по Южному Федеральному округу просит отменить указанные судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что расчет выплат истцу при увольнении произведен в строгом соответствии с нормами, установленными ст. 50 и ст. 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562 "Об утверждении Правил начисления денежного содержания федеральных государственных служащих". Указывает, что судами не принято во внимание, что выплаты материального стимулирования, на которые ссылается истец, не включаются в расчет и не являются гарантированной обязательной выплатой государственному служащему в соответствии с Постановлением Правительства от 06.09.2007 N 562. Финансирование на материальное стимулирование ежегодно утверждается Постановлениями Правительства РФ. Обращает внимание, что оснований для взыскания в пользу истца дополнительных денежных средств в качестве выплат при увольнении не имеется, в связи с чем, отсутствуют и основания для возмещения истцу морального вреда.
В судебном заседании представитель Управления Росрезерва по Южному Федеральному округу по доверенности А.Е. поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя кассатора, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, приказом Управления Росрезерва по Южному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ N-К прекращено с ДД.ММ.ГГГГ действие служебного контракта с главным специалистом - экспертом Крымского территориального отдела Р.А, в связи с сокращением должности.
Согласно расчетным листкам за март, апрель 2021 года истцу при увольнении было выплачено 109 569, 68 руб. в качестве компенсации четырехмесячного денежного содержания, а также 18 898, 22 руб. - в качестве компенсации за неиспользованный отпуск.
С апреля 2020 года по декабрь 2020 года, а также в феврале 2021 года истцу ежемесячно выплачивались премии из фонда оплаты труда в целях повышения эффективности и уровня ответственности государственных служащих, а также за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей, в пределах средств, выделяемых из государственного бюджета.
При этом данные выплаты не были включены в расчет компенсаций со ссылкой на то, что указанные выплаты не являлись гарантированной обязательной выплатой государственному служащему в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562.
Обращаясь в суд с иском Р.А, указывал, что ответчиком неверно произведен расчет компенсационных выплат.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора пришел к верному выводу о том, что месячное денежное содержание Р.А, на основании которого производилась выплата денежной компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, безосновательно исчислено ответчиком без учета сумм материального стимулирования, выплаченного за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета из фонда оплаты труда, так как оно относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации. Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного Закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом. Статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную "данные изъяты"; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную "данные изъяты", - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Приказом Росрезерва от 08.12.2017 N273 утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу премирования, осуществления единовременного поощрения, осуществления единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплаты материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Росрезерва, его территориальных органов и работникам Росрезерва, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы (далее - Положение).
Согласно п.6 данного Положения премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий; премирование работников производится по результатам работы, связанной с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Росрезерв (территориальный орган Росрезерва) в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по государственным резервам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N373 "Вопросы Федерального агентства по государственным резервам", а также в целях повышения эффективности их деятельности и уровня ответственности за выполнение возложенных задач и функций.
Министерством финансов Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулирова-нию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, в своем письме от 15.07.2014 N14-04-05/34482 разъяснено, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служа-щих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N562 (далее - Правила), дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона N79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением 238-7.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процес-суального права, которые в силу ст. 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя от 24.11.2021 с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16.03.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16.03.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росрезерва по Южному Федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.